РЖД уговаривает правительство отложить ее приватизацию

«Российские железные дороги» (РЖД) пытаются убедить правительство не спешить с приватизацией компании. Менеджмент РЖД оценивает 25% акций всего в 260 млрд руб. Оценка чиновников почти в 3 раза выше
А.Тарасенков/ PhotoXpress

«Российские железные дороги»

Железнодорожная монополия. Акционеры: 100% – у государства. Финансовые показатели (РСБУ, 2011 г.): выручка – 336,526 млрд руб., чистая прибыль – 33,8 млрд руб.

На прошлой неделе премьер-министр Дмитрий Медведев подписал распоряжение о приватизации 25% минус 1 акция РЖД в 2012–2013 гг. Но монополия просит правительство не спешить с продажей. По подсчетам руководства РЖД, блокпакет компании стоит 260 млрд руб., сообщили «Ведомостям» несколько источников в РЖД и источник, близкий к правительству. Свои расчеты РЖД недавно направила в правительство.

Оценка РЖД 25% минус 1 акция в 260 млрд руб. получилась умножением EBITDA компании на мультипликатор 6–7, который применим к аналогичным компаниям, поясняет один из собеседников «Ведомостей». Показатель EBITDA, который брался в расчет, – 250 млрд руб. (прогноз по итогам 2011 г.). Руководство РЖД сделало также скидку за неконтрольный пакет и «плохой рынок», пояснил источник, близкий к РЖД. Без этих условий блокпакет РЖД оценивается более чем в 300 млрд руб.

Чиновники оценивают РЖД намного выше. Сотрудник Минфина заявлял недавно «Ведомостям», что 25% РЖД стоят более 700 млрд руб., не пояснив, как получилась эта сумма. Таким образом, вся компания могла бы оцениваться в 2,8 трлн руб.

Оценка РЖД, сделанная менеджментом монополии, ниже, чем у аналогичных инфраструктурных компаний, признает генеральный директор агентства Infranews Алексей Безбородов. К примеру, капитализация американской Union Pacific Corp (UPC, торгуется на NYSE) составляет $54,14 млрд (1,7 трлн руб.) и она торгуется по мультипликатору 10, отмечает он. По его словам, занижая оценку компании, руководство РЖД, видимо, пытается отсрочить приватизацию.

Руководство РЖД действительно считает, что компания еще не готова к приватизации, поэтому просит не продавать сейчас 25%. «Мы не говорим о том, что не надо продавать РЖД, мы говорим, что компания сейчас не готова к продаже», – уверяет источник в монополии. Президент РЖД Владимир Якунин более категоричен: приватизация перевозчика сейчас ничего, кроме головной боли, не принесет, заявил он в интервью «Интерфаксу». Сейчас строительство сочинских объектов осуществляется по схеме увеличения уставного капитала РЖД, цитирует топ-менеджера «Интерфакс». Схема такова: государство финансирует строительство объектов инфраструктуры через допэмиссии компании. С появлением миноритарных акционеров эту схему использовать нельзя, заявил Якунин «Интерфаксу».

«Мы считаем, что прежде всего должны быть завершены институциональные преобразования, от которых зависит деятельность инфраструктурной компании <...> принять законы, которые необходимы для обеспечения интересов общества в целом, бизнеса и государства», – перечислил Якунин предложения, которые должны быть реализованы перед тем, как РЖД будет приватизирована. Среди них – обязательство владельцев вагонов предоставлять их РЖД для перевозки грузов, которые никто не хочет везти, или для их отправки в регион, куда никто не хочет ехать, объяснил Якунин.

Еще одно предложение – выработать долгосрочную тарифную политику с учетом инвестсоставляющей, рассказывает один из собеседников «Ведомостей».

Невозможно продать сразу все 25% железнодорожной монополии, успокаивает чиновник Минфина. По его словам, рассматривается вариант приватизации РЖД «через обмен активами с зарубежными компаниями». По словам аналитика Raiffeisenbank Константина Юминова, наиболее очевидный инвестор – крупный железнодорожный перевозчик, например немецкая Deutsche Bahn. Но инвестора для РЖД правительству будет найти сложно, поэтому процесс продажи 25% монополии затянется, уверен он.

Представители РЖД, Минэкономразвития и Минтранса от комментариев отказались.