Росавиация сняла запрет «ВИМ-авиа» на полеты в Европу

Росавиация сняла запрет «ВИМ-авиа» на полеты в Европу. Но длившийся несколько месяцев мораторий не нанес ущерба бизнесу компании. Европейские маршруты она передала другим чартерным авиакомпаниям, получив взамен слоты в Азию
М.Стулов/ Ведомости

Росавиация сняла ограничения на полеты «ВИМ-авиа» в аэропорты Евросоюза, сообщил представитель ведомства. Приказ подписан 21 июня, полеты авиакомпания сможет выполнять с 26 июня, пояснил он. Речь идет о рейсах в Испанию, Грецию, Хорватию, Черногорию, Болгарию и Польшу.

Права летать в ЕС «ВИМ-авиа» лишилась из-за конфликта экипажа с авиационными инспекторами в Париже осенью 2011 г. Самолет «ВИМ-авиа», который должен был перевозить миротворческий контингент ООН, не был допущен к полету из-за выявленных инспекторами технических проблем. При этом инспектора заявляли, что персонал авиакомпании мешал им. Из-за конфликта компания могла быть включена в черный список ЕС. Росавиация, не дожидаясь этого, сама в ноябре 2011 г. запретила «ВИМ-авиа» летать в Европу.

Более того, отменить санкции чиновники решили только с согласия самих еврокомиссаров. В мае они инспектировали компанию. Представители ЕС «были удовлетворены техсостоянием наших самолетов и квалификацией персонала», рассказывает совладелец «ВИМ-авиа» Рашид Мурсекаев. Представитель Евросоюза в России подтвердил факт визита инспекторов, но от комментариев отказался.

Но семимесячный запрет на полеты в Европу не сказался на бизнесе компании, отмечает заместитель гендиректора чартерного консолидатора MaxiMICE Александр Морозов. «ВИМ-авиа» передала европейские рейсы другим авиакомпаниям, а те взамен – маршруты в Турцию и Египет. Сейчас произойдет обратное перераспределение, считает Морозов. Кроме того, частично европейские рейсы выполняла «дочка» «ВИМ-авиа» – «Башкирские авиалинии», самолеты которой не попали под запрет, напоминает эксперт.

Эта практика называется «обмен флагами» и часто используется туроператорами, говорит зампред комитета по транспорту Ассоциации туроператоров России Дмитрий Горин. «ВИМ-авиа» работала по этому принципу с большинством чартерных перевозчиков. В их числе IFly, Nord Wind, Red Wings, «Колавиа», сказал сотрудник авиаброкерской компании. Генеральный директор туркомпании «Пегас туристик» (основной консолидатор рейсов Nord Wind) Анна Подгорная подтверждает, что такая практика есть. Но уточнить, в каком объеме это сотрудничество было с «ВИМ-авиа», она затруднилась.

«ВИМ-авиа» на момент запрета была крупнейшим в России чартерным перевозчиком и входила в десятку отечественных авиакомпаний по количеству перевезенных пассажиров. По данным Росавиации, за январь – апрель этого года «ВИМ-авиа» перевезла 334 000 пассажиров (9-е место). Правда, прирост пассажиропотока составил всего 1% (при среднеотраслевом росте в 10%). Зато трафик «Башкирских авиалиний» вырос на 77% до 120 000 пассажиров. Повлиять на этот сезон снятие запрета вряд ли сможет, считает Горин. Все программы до конца летней навигации уже сверстаны. Это подтверждает и Мурсекаев. Он говорит, что не ожидает серьезного передела рынка в ближайшие месяцы.