Вместе с "Аэрофлотом" летать в Ниццу сможет его "дочка" - ГТК «Россия»

Допуск новых авиакомпаний на регулярные международные рейсы не всегда может вести к увеличению конкуренции на маршруте. Чиновники готовятся разрушить монополию «Аэрофлота» на полеты в Ниццу, допустив к ним «дочку» компании – ГТК «Россия»
Д.Гришкин/ Ведомости

Конкурентом «Аэрофлота» на маршруте Москва – Ницца может стать его «дочка», «Россия». Такое решение содержится в предварительном варианте протокола межведомственной комиссии по допускам на международные рейсы, рассказал один из ее участников. Сейчас у «Аэрофлота» на маршруте Москва – Ницца 17 рейсов в неделю. «Россия» может получить еще семь.

В комиссию входят представители Минтранса, Росавиации, Минэкономразвития и ФАС. «Мы слышали о том, что в документе фигурирует авиакомпания из одной группы с первым назначенным перевозчиком», – подтвердил замруководителя ФАС Анатолий Голомолзин. По его словам, служба готовит возражения. В случае если позиция ФАС не будет учтена, ведомство может возбудить дело о нарушении закона «О защите конкуренции». Назначенные перевозчики на одном маршруте не должны быть аффилированы друг с другом, поясняет Голомолзин.

Кроме того, ФАС уже направила в Минтранс предложения об изменении методики выдачи допусков, добавил Голомолзин. Служба рекомендует запретить аффилированным компаниям получать назначения на одном и том же маршруте. Сейчас этот фактор никак не учитывается. Представитель Минтранса на запрос «Ведомостей» не ответил, его коллега из Росавиации от комментариев отказался.

«Трансаэро» и «Сибирь» тоже хотели получить право на регулярные рейсы в Ниццу, говорят их представители. «Сибирь» смирится с решением чиновников, говорит представитель компании. Его коллега из «Трансаэро» дальнейших планов не раскрывает. Представитель «России» от комментариев отказался.

«Если «Россия» получит допуск – это справедливо», – парирует представитель «Аэрофлота». Он напоминает, что та же «Трансаэро» после пересмотра ряда межправительственных соглашений в начале этого года получила допуски на самые популярные маршруты – Рим, Милан, Париж. Всего с 2010 г. компании досталось 125 международных направлений, тогда как «Аэрофлоту» – только 74. Другие авиакомпании и вовсе получили единичные допуски, добавляет представитель «Аэрофлота». «Россия» – отдельное юрлицо, ее финансовая устойчивость не вызывает сомнений, компания в топ-5 крупнейших авиаперевозчиков и стартовый эксплуатант отечественных Ан-148. Она тоже достойна коммерчески выгодного маршрута, резюмирует он.

До недавних пор на большинстве международных маршрутов право осуществлять регулярные рейсы было закреплено лишь за одной российской компанией. Большинство маршрутов было закреплено за «Аэрофлотом». Но после скандалов, связанных с допуском «Трансаэро» к чартерным рейсам (их блокировал «Аэрофлот» как назначенный перевозчик), чиновники решили привлекать второго перевозчика на самых популярных маршрутах. В итоге «Аэрофлот» и «Трансаэро» обладают равным количеством направлений: у каждой компании их по 155, подсчитал «Аэрофлот». Но «Аэрофлот» использует свои допуски почти полностью, а «Трансаэро» – наполовину, сообщается там же. «У нас самый высокий показатель в отрасли использования допусков», – парирует источник в «Трансаэро». «Аэрофлот» некорректно считает частоту использования рейсов, уверяет он.

Гендиректор Infomost Борис Рыбак напоминает, что цель привлечения новых авиакомпаний – увеличить конкуренцию на маршрутах и снизить цены. А раз так, то назначения не должны доставаться аффилированным компаниям. Это не значит, что для «России» должны быть закрыты зарубежные рейсы. Но допускать компании из группы «Аэрофлот» можно только на те маршруты, на которых нет материнской компании, говорит Рыбак.