РЖД запустила программу лояльности пассажиров

С 1 июля РЖД запустила программу лояльности пассажиров. Это поможет улучшить имидж компании, но на пассажиропотоке не скажется, уверены эксперты

Накапливать бонусы за поездки пассажиры РЖД могут уже с воскресенья. Премиальные баллы начисляются за каждую поездку в любом типе вагонов – от плацкарта до люкса. Размер бонусов зависит от дальности поездки и типа вагона: чем дальше едешь и чем дороже билет, тем больше набираешь баллов (см. таблицу). Их потом можно будет обменять на билеты. К примеру, за 10 поездок в купе по маршруту Москва – Санкт-Петербург 11-й билет можно будет получить в подарок, объясняет представитель Федеральной пассажирской компании (ФПК, «дочка» РЖД).

Присоединиться к программе не так просто: сначала надо пройти регистрацию на сайте, заполнив анкету. За это предусмотрен приветственный бонус в 500 баллов (корреспонденту «Ведомостей» в течение нескольких часов не удалось пройти эту процедуру – сайт РЖД висел). Потом пассажиру по электронной почте высылается временная карта, которую нужно распечатать и использовать при покупке билетов. Обменять эту карту на пластиковую можно будет только после совершения трех поездок классом не ниже купе (пластиковую карту РЖД обещает выслать по почте). За 50 поездок классом не ниже купе или 50 000 накопленных баллов можно будет получить «золотую карту». В отличие от обычной она не бессрочная, а действует только 14 месяцев. Для обладателей «золотых карт» не будут действовать ограничения на получение премиальных билетов в периоды повышенного спроса, говорит представитель ФПК.

Накопленные баллы по всем видам карт можно будет поменять на билет только в купе и выше. Растянуть бонус на несколько плацкартных билетов не получится: плацкарт – регулируемый сегмент рынка, РЖД в нем не хозяйка и премировать такими билетами не может, объясняет представитель ФПК.

Запустить программу лояльности РЖД планировала не один год. Это нужно, чтобы «повысить общую удовлетворенность от услуг железнодорожного транспорта» и способствовать росту пассажиропотока, говорил генеральный директор ФПК Михаил Акулов.

Подобные программы успешно используются авиаперевозчиками, но их эффективность для РЖД сомнительна, считает аналитик «Инвесткафе» Андрей Шенк. «Рынок авиаперевозок высококонкурентен, на нем подобные программы нацелены не на увеличение общего пассажиропотока, а на премирование постоянных клиентов, создание условий, способных переманить пассажира у конкурента. У РЖД такой необходимости нет, она – монополия», – объясняет он.

Единственное направление, где компания конкурирует за пассажира с авиакомпаниями, – это скоростные перевозки, признавал президент РЖД Владимир Якунин. Но на поездки в «Аллегро» (курсирует по маршруту Москва – Хельсинки – Москва) и «Сапсанах» (маршруты из Москвы до Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода и обратно) программа лояльности не распространяется, отмечает представитель ФПК (эти поезда не входят в ФПК). Для «Сапсанов» с 1 июля введена отдельная программа скидок, говорит представитель РЖД: в частности, покупая билет заранее, можно экономить до 20% стоимости.

В нынешнем виде программа ФПК скорее имиджевый ход, который вряд ли даст экономический эффект, считает заместитель гендиректора Marketing Communications, Market Group, Юлия Зеленюк.