Manchester United готов к IPO на бирже в Нью-Йорке

Футбольные клубы связывают свое будущее с развитием социальных медиа и продажей атрибутики в Азии и Америке. Такой вывод следует из меморандума, подготовленного одним из самых успешных клубов мира – Manchester United для IPO на бирже Нью-Йорка
Jerome Favre/ Bloomberg

Manchester United намерен разместить на NYSE акции на общую сумму не более $100 млн, следует из документов клуба для Комиссии по ценным бумагам и биржам США (SEC). Сроки размещения и его объем компания не называет. Но, как подчеркнуто в проспекте, шесть прямых наследников владельца клуба Малколма Глейзера сохранят контроль над компанией. В прошлом году Manchester United уже готовился к IPO – на бирже Сингапура, но отменил его из-за неблагоприятного состояния рынков. Тогда компания надеялась привлечь около $1 млрд, утверждали источники в инвестбанках, но теперь решила быть осторожнее в оценках.

Manchester United – одна из самых успешных команд в мире, стабильно входит в топ-3 рэнкинга самых дорогих футбольных клубов мира, составляемого Deloitte. Forbes оценивает клуб в $1,86 млрд.

Исследовательское агентство Brand Finance второй год подряд признает Manchester United самым дорогим футбольным брендом мира стоимостью $853 млн.

Manchester United оценивает армию болельщиков в 659 млн человек. В сезоне 2010/11 г., по данным исследовательской компании Futures Data, каждую игру клуба посмотрело в среднем 49 млн человек. Общая выручка клуба за сезон составила 331,4 млн, что на 16% больше, чем в сезоне 2009/2010 г., прибыль – 12,99 млн против убытка в 2010 г. Но долговые обязательства на 31 марта 2012 г. составляли 397,7 млн фунтов стерлингов. Как раз на погашение части долга компания и планирует направить средства от IPO, говорится в проспекте.

«Хотя компания сейчас получает прибыль и растет, мы не можем гарантировать, что эта ситуация сохранится», – говорится в проспекте. Компания объясняет, что работает на очень конкурентном и волатильном рынке. Список рисков для инвесторов включает конкуренцию за лучших игроков и другой персонал, рост операционных издержек, таких как зарплаты игроков или их трансферная стоимость. Например, из-за расходов на игроков и выплаты кредитов компания зафиксировала убыток в 2010 финансовом году. В прошлом сезоне ее операционные расходы составили 272,6 млн фунтов, в том числе выплаты персоналу – 152,9 млн. Но экономить нельзя. Ведь невозможность нанять лучший персонал и игроков – один из самых главных рисков. Ошибки в кадровой политике стоят очень дорого, признает Manchester United.

Доходы клуба формируются из трех основных источников: коммерческой деятельности, продажи прав на трансляцию игр и доходов от матчей. Компания считает, что именно коммерческие проекты в следующие пять лет обеспечат клубу наиболее быстрый рост доходов. Они в прошлом сезоне составили 103,4 млн фунтов – на 34% больше, чем в предыдущем. В эту сумму входят доходы от спонсорства (54,9 млн фунтов, +34%), продажи атрибутики и лицензионные отчисления (31,3 млн фунтов, +18%). В мире было продано более 5 млн изделий с логотипами Manchester United, отмечает компания. Доходы от новых медиа (видео по запросу и др.) и мобильных приложений выросли на 73% до 17,2 млн фунтов. Пока это всего 5% от выручки, но взрывной рост мобильных технологий и социальных медиа увеличит спрос на контент, что позволит клубу на порядок нарастить доходы от этой деятельности.

Будущее клуба – в международном бизнесе, пишет Manchester United. Клуб открыл офис в Азии, на очереди – представительство в Северной Америке. Фирменные магазины появились в Сингапуре, Макао, Индии и Таиланде, международная сеть будет расти, обещает компания.

У футбола очень своеобразная бизнес-модель, говорит партнер Deloitte Шариф Галеев. Но с точки зрения коммерции Manchester United – один из самых успешных в мире. Идея размещения вполне может иметь успех как народное IPO, полагает он. У клуба большая армия поклонников по всему миру, и наверняка многие захотят получить его акции.

Всем европейским клубам следует развивать свой международный бизнес, чтобы снизить риски, связанные с состоянием местных рынков, считает Дэвид Чаттуэй, руководитель подразделения спортивных брендов Brand Finance. Перспективы развития за пределами Европы у известных команд очень хорошие, считает он.