Нефтяные лидеры делают ставку на московский топливный рынок

«Лукойл» готов потратить около $500 млн на трубу из Нижнего Новгорода до Москвы
С.Петров

Интерес к этой трубе проявили и другие крупные нефтяные компании, утверждает Алекперов, в частности, переговоры велись с «Роснефтью» и «Башнефтью». В случае достижения договоренностей можно будет совершать своповые операции, объяснил топ-менеджер. Представители «Роснефти» и «Башнефти» это не комментируют. Но в материалах «Транснефтепродукта» отмечается, что «Роснефть» наряду с «Лукойлом» выступает инициатором проекта.

«Лукойл» планирует построить нефтепродуктопровод от своего нижегородского НПЗ до Московской области мощностью 2 млн т в год, заявил президент компании Вагит Алекперов после подписания соглашения с губернатором Московской области Сергеем Шойгу.

По словам Алекперова, стоимость строительства трубопровода протяженностью 500 км может составить около $500 млн, а срок реализации проекта – пять-семь лет. По нему будет доставляться авиакеросин, дизель и бензин. Труба будет подключена к кольцевому трубопроводу вокруг Москвы, при наличии спроса ее мощность может быть увеличена до более чем 3 млн т, добавляет представитель «Лукойла».

Шойгу обещал поддерживать проект: нефтепродуктопровод увеличит объем продаж и приведет к перемещению центра продаж топлива в Московскую область.

«Лукойл», который, по собственным оценкам, занимает 14% розничного рынка топлива Москвы и Московской области, сейчас доставляет нефтепродукты в столичный регион по железной дороге. А строительство новой трубы позволит сократить затраты на логистику (до 10% цены топлива), говорит Алекперов. Стоимость поставок по трубам в два-три раза ниже, чем по железной дороге, отмечает аналитик Номос-банка Денис Борисов. По его оценкам, ежегодная экономия «Лукойла» может достигнуть $60–100 млн.

Мощность нижегородского НПЗ – 17 млн т в год – намного больше, чем требуется, а Москва и область становятся все более привлекательными с каждым годом из-за роста парка автомобилей, поэтому выгодно туда поставлять топливо по трубе, говорит представитель «Лукойла».

В проектировании новой трубы может участвовать «Транснефтепродукт», сказал Алекперов. Проект включен в программу стратегического развития «Транснефти» до 2020 г., подтвердил представитель «Транснефтепродукта». Но структура финансирования пока не определена, добавил он. В дальнейшем, по словам Алекперова, «Транснефти» может быть передан контроль или операционное управление в проекте.

Строительство нефтепровода может стать дополнительным фактором для поддержания «справедливых цен» на рынке нефтепродуктов Московского региона, отметил представитель «Газпром нефти», контролирующей Московский НПЗ. Но Борисов считает, что этот проект наряду с планами «Роснефти», которая собирается построить в Подмосковье НПЗ, может увеличить конкуренцию на рынке и, как следствие, привести к снижению цен.