Бизнес
Бесплатный
Екатерина Соболь

Полеты над Сибирью могут остаться платными для иностранных авиакомпаний

Россия откажется от отмены роялти, если Европа не пойдет на компромисс по выплатам за сверхнормативные выхлопы
ИТАР-ТАСС

Вопрос отмены транссибирских роялти увязан с позицией Европы по ETS (плата за выбросы парниковых газов самолетами, пролетающими над территорией Евросоюза), сообщил вчера замминистра транспорта Валерий Окулов. Если Европа не пойдет на компромисс в этом вопросе, не исключено, что роялти будут сохранены, отметил он. Эту позицию Россия уже включает в протокол всех переговоров с европейскими авиавластями, рассказал чиновник.

Еще в конце прошлого года казалось, что отмена роялти – вопрос решенный. В ноябре тогдашний министр экономического развития Эльвира Набиуллина написала еврокомиссару по торговле Карелу де Гюхту, что Москва будет придерживаться протокола от 2006 г., который предусматривал полную отмену роялти не позднее 31 декабря 2013 г. За новые рейсы плата не взимается с 2012 г. Частично отменять платежи за старые рейсы планировалось с 1 июля. Но этого не произошло, знает источник, близкий к переговорам с Еврокомиссией (подтвердить это не удалось). Собеседник связывает эту ситуацию именно с переговорами по ETS.

Директива ETS была принята ЕС в одностороннем порядке в марте 2011 г., а вступила в силу в январе 2012 г. По ней все авиакомпании, летающие в Евросоюзе, должны платить за сверхнормативные выбросы. Деньги должны быть внесены не позднее II квартала 2013 г. Перерасход будет считаться от среднего показателя выхлопов СО2 от самолетов за 2004–2006 гг. 85% квот на выбросы будут распределяться среди авиакомпаний бесплатно. Остальные нужно будет купить на аукционе, объясняется на сайте ЕС. С каждым годом бесплатные квоты будут сокращать на 3%. Уже в 2012 г. ЕС рассчитывает получить от программы около $1,5 млрд. А к примеру, расходы «Аэрофлота» на квоты могут составить $40 млн евро в год, а суммарно до 2025 г. – $800 млн, предупредил пару месяцев назад гендиректор компании Виталий Савельев. При этом его доход от транссибирских роялти (согласно договорам времен СССР их получает только «Аэрофлот») в 2010–2011 гг. составлял примерно $200 млн в год. «Аэрофлот» может прожить без роялти, но дополнительное финансирование в свете его амбициозных планов не помешает», – сказал вчера сотрудник авиакомпании (ее представители от комментариев отказались).

Сохранение роялти не помешает России вступить в ВТО. Договоренности по роялти всегда увязывались со вступлением России в организацию, но не включены в пакет документов по ВТО, объяснил директор департамента торговых переговоров Минэкономразвития Максим Медведков: законодательство организации не регулирует вопросы авиасообщения. Переговоры по роялти в 2004 г. инициировал Евросоюз. Он настаивал, что транссибирские платежи – серьезный барьер, приводящий к неравноправному доступу авиакомпаний на рынок, вспоминает чиновник, а фактически такой же барьер теперь создали сами европейские партнеры.

Против конвенции ETS выступает не только Россия, активную позицию заняли США, Китай и страны Латинской Америки. США провели через сенат закон, запрещающий авиакомпаниям платить за ETS, а Китайская ассоциация воздушного транспорта заблокировала сделки на приобретение европейских Airbus.

Представитель российского офиса Еврокомиссии от комментариев отказался, но его сотрудник напомнил, что законность ETS подтвердил суд ЕС: «Под действие конвенции подпадают все авиакомпании, в том числе и европейские, и она, в отличие от роялти, не имеет дискриминационного характера».

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more