Россияне ждут кризиса, но на еде не экономят

Выросший потребительский пессимизм россиян, зафиксированный социологами, не нашел отражения в продажах продовольственных ритейлеров. На еде россияне в отличие от европейцев экономить не начали
А.Махонин/ Ведомости

Индекс потребительских настроений в России в июне резко упал – на 10% по сравнению с маем – и вернулся на уровень декабря 2011 г., сообщал «Левада-центр» (для составления индекса социологи «Левада» ежемесячно опрашивают более 2000 жителей России старше 16 лет и задают им вопросы об изменении материального положения семьи за последний год, ожиданиях и планируемых крупных покупках). Пессимизм проявился в оценке перспектив экономического развития страны и субъективных представлениях о текущей ситуации на рынке товаров длительного пользования, объяснили социологи.

Спад, отмеченный социологами, не нашел отражения в операционных результатах продовольственных ритейлеров, отчитавшихся вчера о продажах за полугодие. Выручка «Магнита», крупнейшей по числу магазинов сети, в июне росла быстрее, чем в среднем за полгода. Она увеличилась на 33,8% в июне, а за шесть месяцев – на 32,5%, сообщила вчера компания. Продажи сопоставимых магазинов «Магнита» (LFL-продажи, по магазинам, работающим больше года) в первом полугодии выросли на 3,5% благодаря росту среднего чека на 4,5%.

«О’кей», шестой по обороту продовольственный ритейлер в России, увеличила продажи на 23,5% за квартал и на 26,3% за полгода. LFL-выручка во II квартале росла медленнее, чем в первом: на 4% – за счет роста среднего чека на 2,8% и трафика на 1,2%. Это хуже, чем в предыдущем квартале, когда LFL-продажи выросли на 12,1% при 7,2%-ном увеличении числа покупателей. Сыграли роль низкая сравнительная база I квартала прошлого года и низкая продовольственная инфляция, объяснил Михаил Лощинин из RMG Securities. Спрос стабилен, люди покупают те же продукты, что и в прошлом году, признаков сокращения расходов на продукты питания не наблюдается, хотя и роста тоже нет, сказал вчера гендиректор «О’кей» Патрик Лонге.

Непродовольственные ритейлеры уверяют, что и их покупатели не начали экономить. «Изменений потребительского поведения по сравнению с прошлым годом не произошло, покупатели все еще довольно рациональны в своих тратах на одежду. Средний чек по сравнению с прошлым годом не изменился», – уверяет представитель корпорации Sela Юлия Зефирова.

Более сложная макроэкономическая обстановка второго полугодия (в том числе из-за слабого рубля, роста тарифов и засухи) приведет к замедлению потребления и спаду в потребкредитовании во втором полугодии, пишут аналитики «Ренессанс капитала». Ритейлеры окажутся перед дилеммой – удерживать цены или привлекать покупателей, жертвуя прибылью.