ДВМП борется с РЖД из-за «Трансконтейнера»

Совладелец ДВМП Сергей Генералов просит премьера Дмитрия Медведева остановить РЖД и приватизировать 50% «Трансконтейнера»
Д.Гришкин/ Ведомости

«Трансконтейнер»

Акционеры: РЖД (50%), структуры ДВМП и группы «Сумма» (более 25%), ЕБРР (9,25%), НПФ «Благосостояние» (5,3%). Капитализация – 48,6 млрд руб.

Генералов, будучи председателем совета директоров ДВМП, обратился к Медведеву от лица миноритариев «Трансконтейнера» (копия письма от 23 июля есть у «Ведомостей», подлинность подтверждает сотрудник РЖД). Крупнейшие из этих миноритариев – группа «Сумма» Зиявудина Магомедова и ДВМП, которое та покупает.

«Мы хотели бы выразить серьезную обеспокоенность предложениями руководства РЖД», которое хочет передать контрольный пакет «Трансконтейнера» в капитал нового логистического оператора России, Белоруссии и Казахстана, отмечает Генералов. Инициатива противоречит железнодорожной реформе (ведь государство должно сокращать долю на рынке) и не отвечает интересам самой РЖД (которая «постоянно указывает» на недостаточность средств для инвестпрограммы). Приватизация «Трансконтейнера» обсуждается три года и если инициатива РЖД пройдет, то вместо «значительного объема» частных денег Россия лишится контроля в операторе, «не получая взамен ничего, кроме туманных преимуществ альянса неравновесных участников с неравнозначными экономическими интересами», заключается в письме.

Создание нового оператора России, Белоруссии и Казахстана обсуждается с начала года. Предполагается, что СП будет паритетным (по 33,3%). Белоруссия может внести в него терминалы в Бресте и «Белинтертранс», Казахстан – акции «Казтранссервиса» и «Кедентранссервиса». Альянс позволит занять около 2% контейнеропотока между Европой и Азией, заявлял президент РЖД Владимир Якунин, стоимость СП может достичь $2–2,5 млрд, а для «Трансконтейнера» это тоже приватизация и «поддерживается главами государств».

В июне первый вице-премьер Игорь Шувалов уточнял, что вопрос по внесению «Трансконтейнера» в СП одобрен как концепция, окончательного решения нет. Хотя по итогам июньской встречи премьеров Минэкономразвития и Минтрансу поручено «оказать поддержку» инициативе РЖД (копия поручений также есть у «Ведомостей»).

Монополия, как и прежде, стоит на своем: создание объединенного оператора – рентабельный проект, уверен представитель РЖД. Реакция Медведева на письмо Генералова не известна: пресс-секретарь премьера Наталья Тимакова заявила, что не подтверждает получение письма.

А профильные министерства пока не спешат поддерживать РЖД. В июне министр транспорта Максим Соколов говорил, что ждет продажи «Трансконтейнера» в «обозримом будущем». Замдиректора департамента Минэкономразвития Ярослав Мандрон передал через пресс-службу, что внесение пакета «Трансконтейнера» в СП преждевременно, ведь сегодня даже нет его бизнес-плана.

Странна сама мысль создать паритетное СП с неравнозначными партнерами, рассуждает гендиректор Infranews Алексей Безбородов. Активы «Трансконтейнера» – это 23 000 платформ, 177 000 контейнеров и 47 терминалов. У «Белинтертранса», по данным «Интерфакса», около 3000 платформ, а у казахских операторов – около 2000 платформ и 19 терминалов.

Представитель «Суммы» от комментариев отказался.