Почему иностранцы не строят российские дороги

Чиновники по поручению Путина выяснили, почему иностранные компании не стремятся строить российские дороги, хотя им этого никто не запрещает
А.Астахова/ Ведомости

Президент Владимир Путин в одном из первых указов поручил правительству к декабрю разработать механизм привлечения иностранных компаний с «современными технологиями и управленческими компетенциями» для строительства автодорог. Сейчас, по свидетельству специалиста Росавтодора, среди подрядчиков автодорожного строительства иностранцев практически нет. Росавтодор оценил существующие для них ограничения в отрасли и сообщил свои предложения Минтрансу, говорит представитель ведомства. Представитель министерства не смог оперативно сообщить статус исполнения поручения президента.

Об ограничениях, обнаруженных Росавтодором, «Ведомостям» рассказал федеральный чиновник, курирующий инфраструктуру. По его словам, формально и сейчас ничто не мешает иностранным компаниям участвовать в конкурсе на дорожный подряд. Проблемы возникают с технологиями, новыми материалами и системой госзакупок. Чтобы использовать новые технологии или материалы, не описанные в российских регламентах, нужно подтвердить их «пригодность для применения» в России, объяснил собеседник «Ведомостей». А постановление правительства о пригодности новых технологий датируется 1997 г. и, как указано в документе, принято «в целях защиты внутреннего рынка страны от необоснованного применения новых материалов <...> и технологий». Чтобы использовать инновационные дорожные материалы, конструкции мостов и тоннелей или «элементы благоустройства», нужно предоставить образцы на экспертизу в Федеральный научно-технический центр сертификации и получить на них техническое свидетельство. Срок рассмотрения заявки – три месяца, за выдачу свидетельства отвечает Минрегион.

Мешает иностранным подрядчикам и законодательство о госзакупках: победитель аукциона определяется по наименьшей цене, а работа иностранной компании может оказаться качественнее, но дороже, объясняет федеральный чиновник. К тому же при выделении финансирования сейчас нельзя объединить проектирование и строительство и подрядчик вынужден работать с уже готовым проектом, добавляет собеседник «Ведомостей».

Сотрудник строительной компании в разговоре с «Ведомостями» добавил и другие причины: иностранцы не знакомы с нашим рынком и административными особенностями, им приходится закладывать слишком высокие риски, из-за этого вырастает цена проекта, к тому же иностранные компании ориентируются на рентабельность не ниже 18%, а российские подрядчики исходят из 7%.

Зато иностранцы нередко выступают субподрядчиками в крупных проектах. Например, ванты для мостов через бухту Золотой Рог и на остров Русский во Владивостоке поставляла французская компания Freyssinet. При прокладке тоннелей для строительства дорог к Олимпиаде в Сочи используется технология итальянской компании Rocksoil, рассказывает представитель генподрядчика – компании «Трансстрой». Строительные компании всегда заинтересованы в передовых технологиях, продолжает он, а для итальянцев это шанс продемонстрировать свои возможности на новом рынке, поэтому они тщательно сопровождают все этапы строительства.

Но наиболее активны иностранные компании в партнерских проектах по строительству и управлению платными дорогами: португальская Brisa вместе с УК «Лидер», французская Vinci с акционерами группы «Н-транс», австрийская Kapsch с «Мостотрестом». Все эти проекты финансируются государством и частниками совместно и предусматривают распределение рисков между сторонами, указывают аналитики Goldman Sachs в отраслевом обзоре. К тому же подрядчик часто отвечает за подготовку территории, перенос коммуникаций, а для этого нужно взаимодействовать с большим количеством государственных ведомств – такого опыта у международных компаний нет, замечает Goldman Sachs.