Как США снижали цены на бензин, спасая НПЗ

Роста цен на бензин перед выборами пытаются не допустить не только в России, но и в США: Белый дом привлек к спасению НПЗ в Пенсильвании фонд Carlyle на супервыгодных для того условиях
Нерентабельный НПЗ компании Sunoco не остался без внимания властей США/ M.Merg/ Bloomberg

В июле Carlyle объявил, что получит две трети акций НПЗ и вложит как минимум $200 млн в его модернизацию. Сделка будет закрыта в сентябре. Со всей стороны, правительство договорилось с регулирующими органами штата Пенсильвания о смягчении экологических требований к предприятию. Губернатор штата республиканец Том Корбетт также внес свою лепту, предложив заводу субсидии и скидки на сумму $25 млн.

История спасения

В сентябре 2011 г. Sunoco объявила, что больше не собирается заниматься нефтепереработкой и продаст НПЗ в Филадельфии и еще один завод в расположенном неподалеку городке Маркус Хук, поскольку за последние три года они принесли убыток в $1 млрд. Sunoco предупредиа, что закроет оба предприятия, если не найдет покупателя. К концу 2011 г. компания прекратила переработку нефти в Маркус Хуке, а переговоры с потенциальными покупателями НПЗ в Филадельфии, включая Carlyle, ни к чему не привели.

Нефтеперербатывающий завод в Филадельфии – крупнейший на Восточном побережье США. Если бы его закрыли, жители региона лишились основного поставщика бензина и печного топлива. Управление энергетической информации США (EIA) 27 февраля 2012 г. опубликовало доклад, в котором описало, что будет, если НПЗ прекратит работу: цены на топливо резко поднимутся. В то время республиканцы как раз критиковали администрацию Обамы за то, что она не может предотвратить подорожание топлива. Доклад EIA встревожил правительство: советники Обамы подсчитали, что цены на бензин на Северо-Востоке США могут подняться на 20-30 центов за галлон (5-8 центов за литр).

В конце февраля конгрессмен-демократ Боб Брейди встретился с новым гендиректором Sunoco Брайаном Макдональдом, чтобы передать ему, насколько обеспокоен Белый дом ситуацией вокруг НПЗ, и попросить его «рассмотреть варианты», напрямую поговорив с правительством. 8 марта состоялась телеконференция с участием директора Национального экономического совета Джина Сперлинга, замминистра энерегтики Дэна Поунмена, Макдональда и Брейди. Они сошлись во мнении, что летом цены на бензин могут подняться до $5 за галлон ($1,35/л). Гендиректору Sunoco пришлось решать на месте: он заявил, что согласится владеть НПЗ в Филадельфии на паях с компанией, которая предоставит деньги и сможет поделиться опытом. Макдональд тут же назвал Carlyle.

Джин Сперлинг позвонил гендиректору Carlyle Дэвиду Рубинштейну и убедил его, что Белый дом окажет поддержку любому, кто захочет спасти завод. В итоге Sunoco и Carlyle договорились создать совместное предприятие, причем Carlyle не заплатил ни цента за контрольный пакет, зато выделил средства на модернизацию НПЗ.

19 марта Сперлинг обартился к губернатору Пенсильвании и заручился его обещанием помочь. «Белый дом помог с Carlyle, а мы поможем силами нашего штата", - сказал губернатор Корбетт.

Последним препятствием было соглашение, заключенное в 2005 г. между Sunoco и Управлением по защите окружающей среды: компания обязалась сократить выбросы парниковых газов. Carlyle не хотел тратиться на экологию. Белый дом помог уладить дело: управление разрешило включить в отчетность по выбросам НПЗ в Маркус Хуке – другими словами, позволило главному заводу не думать о выбросах.

Вопрос был решен за несколько месяцев. Обычно на это уходит гораздо больше времени. Carlyle объявил, что не станет пользоваться дополнительными льготами и со временем обязательно решит экологические проблемы. Фонд намерен вернуть НПЗ к прибыльности, а для этого перейти к поставкам более дешевой нефти из Северной Дакоты вместо Восточной Африки. К тому же завод можно снабжать энергией за счет доступного по цене природного газа, в изобилии добываемого в США.

Перевела Анна Разинцева