Энергосбой в «Шереметьево» может привести к уголовным делам

Энергосбой в «Шереметьево» может привести не только к судебным искам, но и к уголовным делам. Все зависит от итогов прокурорской проверки, которой предстоит выяснить, почему не включилось резервное энергоснабжение
М.Сергеев/ Для Ведомостей

Вчера работа Международного аэропорта «Шереметьево» (МАШ) из-за энергосбоя была частично парализована: задержаны 18 международных рейсов «Аэрофлота» (в среднем на 40 минут) из терминалов E и D. Сложности возникли в работе систем, отвечающих за регистрацию пассажиров, выдачу и прием багажа. Очереди появились на пограничном контроле, сообщил авиаперевозчик.

В 9 утра областная подстанция в зоне ответственности «Северных электрических сетей» (филиал Московской объединенной электросетевой компании, МОЭСК) прекратила подачу электроэнергии. Строительный кран сторонней организации, работавшей вблизи аэропорта, повредил линию электропередачи, объяснил представитель МАШ. Он подчеркнул, что отключение было частичным: аэронавигационные системы работали, рейсы принимались.

Собеседник, близкий к МОЭСК, говорит, что воздушная линия 110 кВ Старбеево – аэропорт действительно «мигнула» (произошло ее автоматическое отключение). Через несколько секунд включилась другая линия – резервная. Но у аэропорта не включился трансформатор, что привело к тому, что света не было не две секунды, а два часа.

Есть подозрения, что менеджеры авиаузла допустили халатность – не проконтролировали работоспособность резервной подстанции, говорит человек, близкий к «Аэрофлоту». Не исключены оргвыводы, ведь речь идет об объекте первой категории надежности. Представитель «Аэрофлота» подтвердил, что перевозчик возлагает ответственность за произошедшее на энергетиков и МАШ. Иск о возмещении ущерба готовится, говорит он.

Парадокс в том, что претензии «Аэрофлота» к «Шереметьево» аэропорт может ему же самому и переадресовать. Ведь терминал D был построен и управлялся «Аэрофлотом» и только четыре месяца назад вошел в состав МАШ, напоминает руководитель аналитического отдела «Авиапорта» Олег Пантелеев («Аэрофлот» получил за терминал 9% в МАШ). И если иск «Аэрофлота» все-таки будет, то «Шереметьево» может перенаправить претензии к тем, кто отвечал за выбор оборудования, монтаж и установку, в том числе к бывшим собственникам, считает эксперт.

Ситуацией в «Шереметьево» уже заинтересовались транспортные прокуроры – они планируют в ближайшие дни приступить к расследованию, сообщил представитель Московской межрегиональной транспортной прокуратуры. Но серьезное наказание виновным скорее всего не грозит, полагает адвокат бюро «Юков, Хренов и партнеры» Сергей Смирнов. В отсутствие значительных последствий для деятельности аэропорта максимум – это штраф в 120 000 руб. или в размере заработной платы по статье 293 часть 1 УК.

«Главное – что сбой удалось быстро локализовать. С «Аэрофлотом» сработали слаженно. Мы тоже проведем внутреннее расследование и будем ждать результатов работы прокуроров», – обещает гендиректор «Шереметьево» Михаил Василенко.