Статья опубликована в № 3187 от 13.09.2012 под заголовком: Штраф в законе

Штраф в законе

Попытки российских авиавластей запретить перевозчикам платить Евросоюзу за сверхлимитные выбросы углекислого газа могут принести авиакомпаниям больше убытков, чем соблюдение требований
М. Стулов / Ведомости

О рисках Минтранс предупредила Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (письмо ее президента Евгения Чибирева министру транспорта Максиму Соколову от 30 августа есть у «Ведомостей»).

В 2011 г. Евросоюз одобрил программу оплаты сверхлимитных выбросов СО2 для авиакомпаний, которые летают в Европу (ETS). Перерасход для каждой авиакомпании рассчитывается на основании среднего показателя за 2004–2006 гг. 85% от этого уровня будет предоставляться бесплатно; остальное нужно оплачивать (сверхвыбросы 2012 г. нужно оплатить до II квартала 2013 г.). В августе цена сертификата была 8,5 евро за тонну, указывает Чибирев.

Почти все российские перевозчики предоставили ЕС отчеты по выбросам тестового 2011 года, выполнив условия получения бесплатных сертификатов. Но теперь в СМИ освещается подготовка законопроекта, запрещающего авиакомпаниям России участвовать в такой программе, пишет Чибирев. Такой запрет будет грозить перевозчикам штрафами и репутационными убытками, предупреждает он. Кроме того, могут вырасти биржевые цены на сертификаты, из-за чего авиакомпании, вовремя их не купившие, «понесут существенные финансовые затраты», отмечается в письме.

Чибирев просит Минтранс дать авиакомпаниям «реальные рекомендации <...> по действиям в сложившихся условиях».

Представитель министерства сказал только, что письмо ассоциации получено и на него готовится ответ. Но Минтранс действительно готовит проект закона, запрещающий российским компаниям платить за сверхлимитные выбросы, подтверждает чиновник ведомства: сейчас документ обсуждается с Минприроды. Против ETS выступили также Китай и США. Причем первый ввел прямой запрет на участие в программе.

Потери в случае неплатежей будут существенными, признают сотрудники авиакомпаний. Штраф за несвоевременное предоставление сертификата на право выбросить тонну СО2 – 100 евро, говорится на сайте Еврокомиссии. Это в 12 раз выше биржевой цены квоты.

«Аэрофлот» считал, что на оплаты квот будет тратить около $40 млн евро в год. Выходит, игнорирование ETS ему грозит потерей $480 млн – это больше чистой прибыли «Аэрофлота» по МСФО за 2011 г. ($377 млн), говорит руководитель аналитического агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. «Трансаэро» (давала подсчеты в 2011 г.) участие в программе оценивала в $4 млн, но в 2012 г. получила новые направления (Рим, Париж, Милан). Новые подсчеты представитель авиакомпании не представил. «Ютэйр» пока хватает бесплатных квот, сообщил представитель авиакомпании. Его коллега из «Сибири» от комментариев отказался. Так же поступил представитель российского офиса Еврокомиссии.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать