Заправляйтесь на бирже

В октябре Санкт-Петербургская международная товарно-сырьевая биржа начнет торги фьючерсами на бензин и дизель. Купить их смогут и компании, и частные лица. По замыслу менеджеров биржи фьючерсы позволят застраховаться от роста цен на топливо, с начала года подорожавшего на 9%
М. Стулов/ Ведомости

О готовящемся нововведении «Ведомостям» рассказал представитель Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ). Инструмент будет работать так: любая организация или частное лицо сможет купить на бирже по фиксированной цене топливо, которое будет зачислено на специальную топливную карту. По ней можно заправляться на АЗС компаний – участниц программы. При этом клиент изначально оплачивает брокеру 5–7% контракта в качестве обеспечения, объясняет вице-президент СПбМТСБ Михаил Темниченко. Все расчеты будут осуществляться на АЗС. При этом в любой момент владелец фьючерса сможет выставить его на продажу на бирже, добавляет Темниченко.

По фьючерсам можно будет приобрести бензин Аи-95 и дизель. «Мы ориентировались на статистику потребления крупных городов, где именно эти виды топлива наиболее востребованы», – объясняет Темниченко.

Объем одного фьючерса составит 10 л. Параметры контрактов еще обсуждаются, говорит Темниченко: это может быть ежемесячная поставка в течение полугода либо поквартально на год. За регистрацию сделки будет взиматься биржевой и клиринговый сбор – около 0,09 руб. с каждого фьючерса плюс ежемесячная плата за обслуживание карты. Ставки еще не утверждены, объясняет Темниченко. Интерес со стороны нефтяников к участию в программе есть, отмечает он. Но какие компании станут участниками, он не говорит, так как переговоры еще не окончены. Представители крупнейших нефтехолдингов комментировать это не стали.

В России топливо чаще дорожает, чем дешевеет, считает председатель правления Конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин. Впрочем, к середине года, по данным Росстата, в среднем по стране Аи-95 подорожал на 8,7%, дизель – на 14,6% (по сравнению с тем же периодом 2011 г.). Но управлять ценовыми рисками с помощью подобных инструментов смогут немногие – слишком сложный и узкоспециализированный механизм, говорит Янин. По его мнению, продукт не будет востребован частными автовладельцами, но, возможно, будет использоваться владельцами крупных автопарков – транспортными компаниями и таксопарками.

Сотрудники компаний – владельцев крупных автопарков затруднились оценить перспективы нового инструмента. «В целом интересно, но надо посмотреть на точные параметры предложения, просчитать цену, объем поставки, сроки», – говорит один из них. На первый взгляд механизм кажется сложным, считает гендиректор крупного автопарка. «Опасения вызывает и то, что ты покупаешь виртуальный объем топлива, тут возможны риски», – полагает он.