Гигантская инвестиционная программа IKEA не скажется на ее российском бизнесе

IKEA хочет до 2020 г. удвоить количество магазинов на развивающихся рынках, вложив в строительство около 20 млрд евро. Но до России инвестиции могут и не дойти. IKEA уже полтора года не может найти подходящие площадки под магазины в Москве. Пока вопрос не решен, новые проекты в стране компания начинать не будет
JENS-ULRICH KOCH/ DDP / AFP

Новому гендиректору шведского концерна IKEA предстоит ускорить международную экспансию, сообщила компания. С сентября 2013 г. нынешнего президента и гендиректора IKEA Микаэля Ольссона сменил Петер Агнефьель, региональный директор IKEA в Швеции. С его приходом компания намерена открывать вдвое больше новых магазинов, чем в последние годы, – 20–25 гипермаркетов ежегодно в течение восемь лет, фокусируясь на развивающихся рынках – Китае и Индии, пишет газета Financial Times со ссылкой на заявление представителя компании. За прошлый финансовый год, завершившийся в августе 2011 г., компания открыла 12 новых гипермаркетов в 11 странах, увеличив сеть до 325 магазинов. Годом ранее ритейлер построил 15 гипермаркетов, в 2009 г. – 16 магазинов.

Строительство одного магазина обходится IKEA в 60–100 млн евро, так что инвестпрограмма ритейлера до 2020 г. может достичь 20 млрд евро, пишет FT.

Сколько новых магазинов может быть построено в России, в локальном офисе IKEA не говорят. В среднесрочной перспективе шведская группа сосредоточится на реконструкции существующих ТЦ «Мега» и строительстве отдельно стоящих магазинов IKEA в Москве, сказал представитель российского офиса IKEA.

«Мы хотели бы открыть в Москве еще три магазина IKEA – отдельно стоящих, не в составе торгового центра», – говорил Ольссон в интервью «Ведомостям» еще в начале 2011 г.

С тех пор ритейлер продолжает поиск площадок. «Процесс затянулся. Мы надеялись уложиться в более короткие сроки. Сейчас мы продолжаем активный поиск площадок под строительство в Москве, но конкретные участки пока не выбраны», – заявил вчера представитель российского офиса компании. Рассчитывать на участки в пределах Третьего транспортного кольца крупным торговым сетям, таким как IKEA и Metro Cash & Carry, не стоит, сказал заммэра Москвы по вопросам экономической политики Андрей Шаронов в интервью «Ведомостям» на прошлой неделе. «Москва отстает по уровню развития торговли от других городов, например Петербурга. Но у нас нет желания застроить город такими форматами», – объяснил он.

Доступных земельных участков, подходящих для строительства гипермаркета масштаба IKEA, в Москве нет, говорит руководитель отдела складской недвижимости консалтинговой компании Cushman & Wakefield Егор Дорофеев. Свободных участков мало и они либо не подходят по площади, либо очень дорого стоят, либо имеют непрозрачную структуру собственности, объясняет он.

Пока развитие сети в Москве не сдвинется с мертвой точки, компания не намерена строить новые торговые центры «Мега» в регионах, говорил директор IKEA Shopping Centres Russia Пер Вендшлаг в конце 2011 г.