Бизнес
Бесплатный
Екатерина Соболь
Статья опубликована в № 3192 от 20.09.2012 под заголовком: Помощь авиаторам

Правительство готово поддержать авиастроителей через Внешэкономбанк

Государство готово продолжать поддерживать отечественный авиапром и после вступления в ВТО. ВЭБ и Минпромторг разрабатывают новую схему стимулирования покупателей российских самолетов
М.Лысцева / ИТАР-ТАСС

ВЭБ до конца года планирует согласовать с Минфином и Минпромторгом новый механизм финансирования продаж российских самолетов на международном рынке, рассказали «Ведомостям» представители ВЭБа и Минпромторга (их коллега из Минфина комментарии не предоставил). С помощью такой системы поддержать предполагается как прямые продажи самолетов, так и лизинговые схемы, добавил источник в одной из структур ВЭБа.

Покупатель российских самолетов сможет получить дешевый кредит под госгарантии, а риск банка-кредитора застрахует Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (ЭКСАР), говорят источники «Ведомостей», близкие к ВЭБу и Минпромторгу. Гарантии покупателям российских самолетов может предоставить другая структура ВЭБа – Росэксимбанк, уточнил представитель ВЭБа. Представитель Росэксимбанка отметил, что объем гарантий может достигать 95% от суммы кредита. Госгарантии должны согласовываться или с Минфином, или (если речь о контракте более чем на $140 млн) через отдельное постановление правительства, добавил представитель банка.

Новый механизм нужен, так как Россия присоединилась к ВТО, а правила организации запрещают прямую господдержку промышленности, объясняет один из собеседников «Ведомостей». Новый механизм противоречить правилам ВТО не будет – похожая схема уже 20 лет существует в Бразилии, тоже члене торговой организации (см. врез).

Сейчас государство компенсирует авиакомпаниям – покупателям российских самолетов часть затрат по лизинговым платежам. Ежегодно с 2002 г. на это выделялось 630 млн руб. А с 2008 г. бюджет возмещает и 3/4 ставок по кредитам лизинговым компаниям, которые продают отечественные самолеты. Необходимые суммы утверждаются постановлениями правительства. В бюджете на 2012 г. на эти цели зарезервировано 1,9 млрд руб. На 2013 г. Минпромторг согласовал с Минфином 1,7 млрд руб., сообщил «Ведомостям» заместитель министра промышленности и торговли Юрий Слюсарь (представитель Минфина комментарии по этому поводу не предоставил). По словам Слюсаря, уже заключенные контракты на поставку отечественных самолетов будут финансироваться через постановления. А новые сделки – через ВЭБ. Будет ли получателем согласованных с Минфином 1,7 млрд руб. ВЭБ, Слюсарь не уточнил. Но в проекте федеральной целевой программы (ФЦП) поддержки авиапрома, который Минпромторг сейчас согласовывает с правительством и профильными министерствами, фигурирует только этот банк. Общий объем ФЦП – 1,5 трлн руб. (без разбивки на гражданское и военное самолетостроение).

Новая схема будет опробована при продаже трех Sukhoi SuperJet-100 в Лаос, знает федеральный чиновник. Обсуждаемая ставка по этому кредиту – 5,5% годовых. Предоставление такого дешевого кредита (пока схема не утверждена) потребует отдельного постановления правительства, добавляет собеседник «Ведомостей». Но, по его словам, это все-таки полумера – в идеале нужно выдавать кредиты на закупки отечественных самолетов под 2–3% годовых.

«Даже с госгарантиями и программой страхования госбанки не смогут привлечь столь дешевые деньги», – сомневается сотрудник ОАК. А сейчас (даже с выделением упомянутых средств) самые дешевые кредиты на покупку отечественных самолетов лизинговые компании и перевозчики привлекают под 8–10% годовых, отмечает он. Рассчитывать на поддержку могут пока два отечественных лайнера – SSJ и МС-21. Согласно стратегии развития ЭКСАР на 2012–2014 гг. (было создано ВЭБом в преддверии вступления в ВТО в 2011 г.), авиастроение относится к приоритетам его деятельности, поддержка именно этих самолетов прописана отдельной строкой.

«Даже если отечественная техника будет уступать иностранной по характеристикам, решающим при ее выборе может стать структура сделки. Главное, чтобы схемы, которые согласовываются в правительстве, работали», – говорит главный редактор «Авиатранспортного обозрения» Алексей Синицкий. Ведь интерес к отечественной технике уже проявляли американская Delta, которая в прошлом году направляла запрос на 100 SSJ, и крупнейший low-cost-перевозчик Ryanair – на 200 МС-21, напомнил он.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать