РЖД доедет до Франции

РЖД покупает логистическую «дочку» французского автоконцерна PSA Peugeot Citroen – GEFCO за 800 млн евро. Это первый крупный актив монополии за рубежом. Но менеджеры РЖД надеются с помощью GEFCO развивать контейнерные перевозки в России
С. Портер

Gefco

логистическая компания. акционер – PSA Peugeot Citroen. финансовые показатели (данные компании, 2011 г.): выручка – 3,8 млрд евро, операционная прибыль – 223 млн евро.

Вчера PSA Peugeot Citroen объявила о начале «эксклюзивных переговоров» с РЖД о продаже GEFCO. За 75% акций логистической компании придется заплатить 800 млн евро. А перед сделкой GEFCO выплатит PSA дивиденды на 100 млн евро. При этом РЖД обязалась не менять руководство компании.

Сделку по продаже GEFCO PSA намерена закрыть до конца года, говорится в материалах PSA. Она уже одобрена на прошлой неделе советом директоров РЖД и правительством, говорит сотрудник монополии. Теперь сделка должна быть согласована антимонопольными ведомствами России и Франции, отмечается в материалах PSA. Помимо РЖД на GEFCO претендовали Gores Group, Platinum Equity, PAI, а также консорциум CVC и APE, сообщает «Интерфакс».

GEFCO основана в 1949 г. и занимается транспортировкой комплектующих и готовых автомобилей PSA Peugeot Citroen и General Motors всеми видами транспорта. Объем перевозок грузов в 2011 г. составил 4 млн автомобилей и автокомпонентов. Половина из них была перевезена автотранспортом, 30% – морем и лишь 20% – железной дорогой. Парк компании составляет 3500 контейнеров, 3800 вагонов-платформ и 30 судов для перевозки накатных грузов, в том числе и автомобильной техники. Компания работает в основном в Западной Европе. По данным «Интерфакса», на этот регион приходится более 75% ее выручки. PSA продает компанию в рамках программы избавления от непрофильных активов. В 2012 г. GEFCO заключила контракт на пять лет с PSA Peugeot Citroen и General Motors.

РЖД предложила за GEFCO существенную премию, констатирует гендиректор InfraNews Алексей Безбородов. Он оценивает всю компанию в 2–3 показателя EBITDA. Таковы мультипликаторы конкурентов – Panalpina и Kuehne+Nagel. Получается, что вся компания должна стоить 446–669 млн евро. РЖД же за 75% фактически платит 900 млн евро, указывает Безбородов.

РЖД давно планирует выйти на европейский рынок, говорит сотрудник РЖД. Здесь действительно есть достаточно аналогичных компаний, но продавалась лишь GEFCO, добавляет он. В случае покупки другого транспортного оператора премия была бы еще выше, уверен собеседник «Ведомостей».

На покупку GEFCO РЖД в следующем году намерена привлечь кредит с возможностью его рефинансировать, отмечает представитель монополии. Банки, готовые финансировать сделку, найдены, говорит он. РЖД может себе позволить провести гигантскую сделку в кредит. На конец 2011 г. чистый долг компании составлял 189 млрд руб., а его отношение к показателю EBITDA – всего 0,56 (см. график).

Интерес к французской логистической компании связан с намерением РЖД создать совместную российско-казахско-белорусскую логистическую компанию на базе «Трансконтейнера» (монополия хочет внести в нее 50% плюс 1 акция), говорит сотрудник РЖД. Правда, GEFCO передавать туда не планируется. Но и без этого синергия будет достигнута за счет того, что у французской компании есть отработанные технологии по работе с клиентами и доставке грузов, а у СП – мощности в виде контейнеров, платформ и терминалов, поясняет он. Основные цели покупки – доля на европейском рынке и технологии транспортировки грузов, резюмирует другой сотрудник РЖД.

Но судьба трехстороннего логистического СП еще не решена, напоминает чиновник одного из профильных министерств. Возможно, правительство не одобрит этот проект. К тому же до сих пор предполагалось, что РЖД продаст долю в «Трансконтейнере». Теперь покупку GEFCO монополия наверняка будет использовать как предлог, чтобы оставить себе долю в «Трансконтейнере», уверен чиновник.

Возможно, правительство согласится включить GEFCO в «Трансконтейнер», чтобы потом продать стратегу объединенную компанию, рассуждает аналитик ИФК «Метрополь» Андрей Рожков. Иначе бы оно просто не разрешило РЖД эту сделку, уверен он.

Не ясна и судьба самой РЖД. Возможно, монополию обязуют продать все операторские активы и она останется только инфраструктурной компанией, полагает один из собеседников «Ведомостей». По поручению премьер-министра в правительстве создана рабочая группа, которая до конца октября должна определить стратегию развития РЖД. Пока у чиновников и менеджеров компании на этот счет разные мнения. «Есть позиция, ранее определенная, что РЖД должна концентрироваться на инфраструктурном бизнесе, – рассказывал в интервью «Ведомостям» первый вице-премьер Аркадий Дворкович. – Есть позиция [президента компании Владимира] Якунина, что РЖД все-таки должна остаться логистической компанией, т. е. заниматься и перевозками».