UC Rusal одержала первую победу в судах над «Норникелем»

UC Rusal одержала первую победу в судах над «Норникелем». Арбитражный суд Красноярского края признал: совет директоров компании два года назад не имел права принимать решения о выкупе 7,71% акций на $4,5 млрд
С. Портер/ Ведомости

О вердикте суда вчера сообщили UC Rusal и «Норникель». Решения совета директоров противоречили закону об иностранных инвестициях в стратегические отрасли, говорится в сообщении алюминиевого холдинга. Решение суда не вступило в законную силу, компания будет его оспаривать, заявил «Норникель». По мнению «Норникеля», предъявление UC Rusal многочисленных исков по оспариванию решений совета директоров является попыткой дестабилизировать нормальную работу общества и не преследует реальной цели защиты прав и законных интересов акционеров. Представитель «Интерроса» сказал, что ему нечего добавить к заявлению «Норникеля».

«Норильский никель»

горно-металлургическая компания. акционеры – «Интеррос» (28,02%), UC Rusal (25,13%), «Металлоинвест» (4%). капитализация – $30,2 млрд. выручка (МСФО, 2011 г.) – $14,2 млрд. чистая прибыль – $3,6 млрд.

Совет директоров «Норникеля» 13 сентября одобрил проведение выкупа и утвердил цену покупки, а 21 сентября выбрал структуру, которая будет объявлять оферту. Ею оказалась 100%-ная «дочка» компании – NN Investment. К выкупу были предъявлены 62,8% акций «Норникеля», в том числе и пакет крупнейшего совладельца компании – «Интерроса» Владимира Потанина (владел около 30% акций). UC Rusal ни в этой, ни в других офертах не участвовала, так как ее пакет заложен в банках. Выкуп завершился 28 октября.

В январе этого года «ОК Русал управление инвестициями» («дочка» UC Rusal, владеет пакетом «Норникеля») подала иск в Арбитражный суд Красноярского края с требованием признать недействительными решения совета директоров «Норникеля» о выкупе. UC Rusal настаивала: прежде чем проводить обратный выкуп, «Норникель» должен был обратиться за разрешением в комиссию по иностранным инвестициям. К моменту объявления оферты доля зарубежных структур «Норникеля» в капитале материнской компании составляла 9,23% акций, а новая покупка увеличила бы эту долю до 16,9% (тогда порог был 10%, сейчас повышен до 25%). А «Норникель» – стратегическая компания, значит, такую сделку прежде должна согласовать комиссия по иностранным инвестициям под руководством премьера. К тому же, по мнению UC Rusal, «Норникель» и «Интеррос» – одна группа лиц (на том основании, что гендиректора «Норникеля» Владимира Стржалковского номинировал Потанин). Поэтому в результате выкупа «группа лиц иностранного инвестора Interros International Investments Limited, в которую также входят ГМК «Норильский никель» и Norilsk Nickel Investments Ltd, незаконно увеличила контроль над ГМК». Но «Норникель» передал 7,4% акций из квазиказначейского пакета третьим лицам по сделке репо и подавать ходатайство в правительственную комиссию не стал. Руководитель ФАС Игорь Артемьев был этим очень недоволен: «Если компания часть пакета акций по сделке репо заложила и при этом установленный лимит <...> будет превышен, то пожалуйте на комиссию» (цитата по «Интерфаксу»). Красноярский суд во время рассмотрения иска «ОК Русал управление инвестициями» направлял запрос в ФАС для выяснения обстоятельств выкупа. Какое заключение дала служба, ее представитель вчера не ответил.

Если решение красноярского арбитража будет подтверждено, то перед UC Rusal открывается широкий простор для деятельности, отмечает руководитель группы корпоративной практики Goltsbalt BLP Антон Панченков. Во-первых, компания на основании решения суда может попытаться развернуть конкретные сделки купли-продажи, совершенные в рамках этого выкупа, например, покупку акций у структур «Интерроса». Во-вторых, признать сделку по выкупу бумаг ничтожной, если суд установил, что она противоречит закону об иностранных инвестициях в стратегические компании, но для этого UC Rusal нужна поддержка ФАС ―– только служба имеет право оспаривать сделки по этому закону. После UC Rusal сможет попытаться оспаривать решения, за которые «Норникель» голосовал приобретенным пакетом. И третий путь –― взыскать ущерб с директоров, которые голосовали за выкуп.

Как поступит UC Rusal, ее представитель вчера не сказал. Но ранее адвокат Денис Архипов, представлявший интересы UC Rusal в суде, говорил, что в случае победы компания будет требовать компенсации от директоров. Ущерб от выкупа UC Rusal оценивала в $0,8–1 млрд. Не вступившее в силу решение не окажет существенного влияния на обязательства и иные финансовые показатели «Норникеля», подчеркнула компания в своем заявлении.

Возможно, это станет толчком к развязке конфликта между акционерами «Норникеля», рассуждает аналитик ИФК «Метрополь» Сергей Фильченков. Для UC Rusal это решение суда – страховка от новых выкупов и последующего увеличения долей тандема «Интерроса» и «Норникеля», говорит эксперт. Ранее Стржалковский не исключал, что «Норникель» может выкупить еще 2,2% акций.