Статья опубликована в № 3207 от 11.10.2012 под заголовком: Плиточник на связи

Леонид Маевский стал крупнейшим акционером крупнейшего производителя керамических изделий в России

Предприниматель Леонид Маевский, претендующий на акции поволжского сотового оператора СМАРТС, получил контроль над крупнейшим производителем керамической плитки в России – холдингом «Юнитайл»
Леонид Маевский
В. Левитин / РИА Новости
Случай из практики

Пакет в 32% акций СМАРТС является предметом затяжных судебных разбирательств между «Сигмой» и основным владельцем сотового оператора Геннадием Кирюшиным. У Маевского были и другие инвестиции в сотовых операторах. В июле 2003 г. структура Маевского (на тот момент председателя думского подкомитета по связи и информатизации) Palmer Trading приобрела у Леонида Рожецкина компанию LV Finance, основным активом которой были акции «Мегафона». Маевский говорил, что оплатил покупку кредитом, взятым под залог векселей Palmer Trading. Затем акции были несколько раз перепроданы нескольким офшорным компаниям и в конце концов оказались у «Альфа-групп». Родионов занимался инвестбанкингом, работал в Lehman Brothers в Нью-Йорке и «Тройке диалог» в Москве.

Не угадали

Коллектив «Стройфарфора» в мае 2011 г. в открытом письме пожаловался Владимиру Путину, что долги завода скупает ФК «Открытие» с целью остановить предприятие. Сведения, касающиеся ФК «Открытие», полностью не соответствуют действительности, опровергла тогда пресс-служба корпорации.

Маевский рассказал «Ведомостям», что стал основным владельцем холдинга, а кроме него долю в предприятии получил бывший инвестбанкир Родион Романов. Маевский— владелец компании «Сигма капитал», которая выкупила у ВЭБа право требования по кредиту, обеспечением которого являлся крупный пакет акций СМАРТС(подробнее см.врез).

В «Юнитайл» входят заводы «Стройфарфор» в г. Шахты Ростовской области, Воронежский керамический завод, «Кварц» в Санкт-Петербурге, Маркинский кирпичный завод, Владимировский карьер тугоплавких глин и «Укрроскаолин» (производят сырье для керамической промышленности), а также дистрибуторское подразделение с отделениями в 25городах. Холдинг ежегодно производит 23,5млн кв.м плитки, керамогранита и облицовочного кирпича. «Стройфарфор»— крупнейший по мощностям производитель плитки в России (25млн кв.м в год), один их самых известных его брендов— «Шахтинская плитка».

Ранее «Юнитайл» принадлежал Лазарю Шаулову, который давал личные поручительства по кредитам компании, составившим по итогам 2008г. 6,4млрд руб., рассказал Романов. Шаулов покупал заводы на заемные средства, рассчитывая на значительный рост выручки холдинга, но в 2009г. из-за кризиса она сократилась до 4,5млрд руб., компания получила убыток и ее владелец не смог обслуживать кредиты, вспоминает он. В 2010г. «Стройфарфор» произвел 12,9млн кв.м плитки, говорится в годовом отчете компании, тогда как в 2007г., как рассказывал Шаулов, предприятие выпустило 26,42млн кв.м плитки.

В ноябре 2010г. основной кредитор холдинга Сбербанк подал к «Стройфарфору» шесть исков на 3,76млрд руб. Суд постановил взыскать с предприятия в пользу Сбербанка 3,74млрд руб. и ресторан-гостиницу стоимостью 36млн руб., в мае— сентябре прошлого года все решения в пользу банка оставила в силе апелляционная инстанция, в сентябре этого года апелляция также оставила без изменений решение о взыскании в пользу ВТБ 302млн руб. В октябре 2011г. иск еще на 369,4млн руб. подал «Юникредит банк». В конце 2011г. «Стройфарфор» подал иск о своем банкротстве, в компании была введена процедура наблюдения.

В 2010г. Шаулов пришел к Маевскому с предложением спасти компанию от банкротства, рассказывает источник, близкий к одной из сторон сделки. Такое предложение было получено, подтверждает Романов. Весной 2011г. холдинг перешел в собственность партнеров, а Шаулов полностью вышел из керамического бизнеса. Маевский и Романов выкупили с дисконтом долги холдинга на 4млрд руб., а часть кредита перед Сбербанком реструктурировали. Сейчас холдинг должен Сбербанку 2,8млрд руб., кредит взят в 2011г. на четыре года под 8%годовых, рассказывает Романов. Это выгодная сделка: один «Стройфарфор» стоит около 4млрд руб., подсчитывал в конце 2011г. гендиректор Infoline Михаил Бурмистров.

Шаулов вчера не ответил на звонки корреспондента «Ведомостей». Но о покупке Маевского знает сотрудник одной из инвесткомпаний, специализирующихся на приобретении проблемных активов. Ростовская газета «ГородN» в мае 2011г. писала о письме Шаулова трудовому коллективу, в котором тот сообщал, что Маевский займется выкупом долгов предприятия.

К середине сентября 2012г. суды утвердили мировые соглашения «Юнитайла» со всеми кредиторами, продолжает Романов, а Арбитражный суд Ростовской области утвердил соглашение и прекратил процедуру банкротства «Стройфарфора».

Пресс-служба ВТБ отказалась от комментариев, представители других банков не ответили на запросы «Ведомостей».

Оборот предприятия в 2012г. вырастет на 20%до 5,7млрд руб., EBITDA составит 1,150млрд. Рентабельность по EBITDA составит 20%, говорит Романов. Это хороший бизнес, учитывая быстрый рост строительного рынка, сообщил Маевский, отметив, что пока продавать его не собирается.

В 2011г. в России было произведено 137,8млн кв.м керамической плитки и керамогранита— на 8%больше, чем в 2010г., подсчитало агентство маркетинговых исследований Indexbox. При этом, по его данным, на продукцию российского производства приходится 70%рынка.

В 2011г. «Стройфарфор» произвел 14,1млн кв.м керамической плитки и керамогранита, указано в отчетности компании.

Исправленная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве "Ведомостей" (Смарт-версия).

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать