Россияне тратятся на предметы роскоши в гостях
Рост российского рынка товаров класса люкс замедлился, утверждает консалтинговая компания Bain & Co со ссылкой на продавцов предметов роскоши. Это не значит, что русские клиенты решили сократить расходы. Просто теперь они все чаще делают дорогие покупки за границейРоссийский рынок товаров класса люкс – одежды, аксессуаров, обуви, часов и ювелирных изделий – вырастет в 2012 г. на 7,2% до 5,5 млрд евро, считают аналитики Bain & Co, специализирующейся на рынке luxury. Рост продаж замедляется, рынок восстанавливается после кризиса не такими быстрыми темпами, как в других странах, указывают они. Оценки компании основаны на данных производителей товаров класса люкс – как публичных, так и частных компаний.
С 2000 по 2008 г. российский рынок, по данным Bain & Co, рос в среднем на 27% в год, но в 2009 г. упал на 5%. В ближайшие годы в России следует ждать среднегодовых темпов роста расходов на предметы роскоши в 7%, полагают эксперты компании.
Темпы роста продаж компании совпадают с оценками Bain & Cо, говорит сотрудник крупного российского дистрибутора премиальных брендов. «Этот прогноз совпадает с нашими оценками», – подтверждает и коммерческий директор Fashion Consulting Group (FCG) Ануш Гаспарян. В ближайшие годы весь рынок одежды и аксессуаров в России, в том числе сегмента люкс, будет расти на 5–7%, ожидают в FCG. Это немного выше среднеевропейского годового роста на 4%.
Ситуация после кризиса в России изменилась, с рынка вымыло малопрофессиональных игроков, здесь остались компании с ясной стратегией и адекватным пониманием рынка, считает Гаспарян. Так что возобновления резкого роста здесь ждать не стоит, в мире потребление люкса будет увеличиваться прежде всего за счет развивающихся стран, где быстро растет количество высокооплачиваемых профессионалов, отмечает она.
Но это не значит, что россияне становятся скромнее в тратах. Гораздо сильнее, чем внутренние расходы, растут траты россиян на дорогие товары за границей, прежде всего в Италии, Франции и на Ближнем Востоке, указывают аналитики Bain & Co, не приводя конкретных цифр. Топ-менеджеры нескольких брендов класса люкс признавались «Ведомостям», что российские туристы – на втором месте среди покупателей их европейских бутиков после клиентов из Китая. Именно за счет туристов удалось избежать стагнации на рынке предметов роскоши во Франции, следует из отчета Bain & Co. По данным компании Global Blue, возмещающей НДС за заграничные покупки, россияне – вторые в мире после китайцев по объему расходов в магазинах партнеров этой системы, среди которых больше всего дорогих брендов. А по оценке компании Salvatore Ferragamo, за границей россияне тратят на премиальные бренды не меньше, чем на родине.