Россияне тратятся на предметы роскоши в гостях

Рост российского рынка товаров класса люкс замедлился, утверждает консалтинговая компания Bain & Co со ссылкой на продавцов предметов роскоши. Это не значит, что русские клиенты решили сократить расходы. Просто теперь они все чаще делают дорогие покупки за границей
Российские покупатели обеспечивают рост на чужих рынках/ C.Ratcliffe/ Bloomberg

Российский рынок товаров класса люкс – одежды, аксессуаров, обуви, часов и ювелирных изделий – вырастет в 2012 г. на 7,2% до 5,5 млрд евро, считают аналитики Bain & Co, специализирующейся на рынке luxury. Рост продаж замедляется, рынок восстанавливается после кризиса не такими быстрыми темпами, как в других странах, указывают они. Оценки компании основаны на данных производителей товаров класса люкс – как публичных, так и частных компаний.

С 2000 по 2008 г. российский рынок, по данным Bain & Co, рос в среднем на 27% в год, но в 2009 г. упал на 5%. В ближайшие годы в России следует ждать среднегодовых темпов роста расходов на предметы роскоши в 7%, полагают эксперты компании.

Темпы роста продаж компании совпадают с оценками Bain & Cо, говорит сотрудник крупного российского дистрибутора премиальных брендов. «Этот прогноз совпадает с нашими оценками», – подтверждает и коммерческий директор Fashion Consulting Group (FCG) Ануш Гаспарян. В ближайшие годы весь рынок одежды и аксессуаров в России, в том числе сегмента люкс, будет расти на 5–7%, ожидают в FCG. Это немного выше среднеевропейского годового роста на 4%.

Ситуация после кризиса в России изменилась, с рынка вымыло малопрофессиональных игроков, здесь остались компании с ясной стратегией и адекватным пониманием рынка, считает Гаспарян. Так что возобновления резкого роста здесь ждать не стоит, в мире потребление люкса будет увеличиваться прежде всего за счет развивающихся стран, где быстро растет количество высокооплачиваемых профессионалов, отмечает она.

Но это не значит, что россияне становятся скромнее в тратах. Гораздо сильнее, чем внутренние расходы, растут траты россиян на дорогие товары за границей, прежде всего в Италии, Франции и на Ближнем Востоке, указывают аналитики Bain & Co, не приводя конкретных цифр. Топ-менеджеры нескольких брендов класса люкс признавались «Ведомостям», что российские туристы – на втором месте среди покупателей их европейских бутиков после клиентов из Китая. Именно за счет туристов удалось избежать стагнации на рынке предметов роскоши во Франции, следует из отчета Bain & Co. По данным компании Global Blue, возмещающей НДС за заграничные покупки, россияне – вторые в мире после китайцев по объему расходов в магазинах партнеров этой системы, среди которых больше всего дорогих брендов. А по оценке компании Salvatore Ferragamo, за границей россияне тратят на премиальные бренды не меньше, чем на родине.