Депутаты могут сделать одобренный правительством антитабачный закон еще жестче

Жесткий антитабачный закон отправится в Госдуму без изменений: правительство одобрило подготовленный Минздравом документ. После рассмотрения в парламенте документ может стать еще жестче
Такие витрины после принятия закона исчезнут/ С.Фадеичев/ ИТАР ТАСС

Проект федерального закона «Об охране здоровья населения от окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» Минздрав разрабатывал более года, в конце августа внес его в правительство. Во вторник премьер-министр Дмитрий Медведев заявил в своем видеообращении в блоге: «Нужно не только запретить курение в общественных местах и продажу сигарет на каждом углу, но и полностью запретить рекламу табака, а также повысить налоги на производителей сигарет». Вчера законопроект был одобрен правительством, в Госдуму его планируется внести 1 ноября.

Комитет готов поддержать концепцию законопроекта, который внесет правительство, говорит председатель комитета Госдумы по экономполитике Игорь Руденский. Но депутаты уже готовы поработать над законопроектом: например, вице-спикер от «Единой России» Сергей Железняк в сентябре заявил, что необходимо запретить рекламу табака в интернете. Ко второму чтению закон могут сильно поправить, если над этим задумается администрация президента, говорит высокопоставленный депутат от «Единой России». Над законопроектом еще необходимо поработать экспертно, чтобы принять во внимание все возможные технические трудности, которые могут возникнуть, говорит пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. Сама тема борьбы с табакокурением, идеология этой инициативы, по его словам, полностью поддерживается.

Законопроект предусматривает поэтапный запрет на курение в общественных местах: кафе, ресторанах, отелях, на улицах, в поездах дальнего следования и т.д. Табачные компании больше не смогут заниматься спонсорством и благотворительностью, проводить промоакции и изготавливать подарочную продукцию со своими логотипами.

Значительные изменения ждут торговлю: чтобы продавать сигареты и другие табачные изделия, магазинам придется иметь торговую площадь как минимум 50 кв. м в городах и поселках и 25 кв. м в селах. Коалиция киоскеров в начале октября направила премьеру и президенту петицию с просьбой пересмотреть эту норму – она убьет их бизнес, утверждают они: на сигареты приходится 25–75% торгового оборота ларьков и небольших магазинчиков.

Крупным ритейлерам также придется перестроиться, но они пока не торопятся. Закон запрещает открытую выкладку сигарет – выбрать их можно будет только по прейскуранту. Сейчас в сетевых магазинах сигареты обычно выставлены в прикассовой зоне в брендированных боксах – с указанием на конкретную марку сигарет.

Чаще всего такие боксы в магазинах устанавливают сами табачные компании, рассказывает директор по корпоративным отношениям X5 Retail Group (магазины «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель» и др.) Михаил Сусов и подтверждает представитель крупной табачной компании. Но с принятием закона практику установки боксов табачные производители могут прекратить – ведь, как правило, боксы брендированы и служат дополнительной рекламой, говорит он. Торговое оборудование для закрытой выкладки сигарет существует и установить его не будет проблемой, считает Сусов: большей сложностью станет обучение персонала во всех точках продаж.

«Пока к переменам мы готовимся морально, физически начнем, когда закон будет принят», – говорит Сусов. В «Ашане» сигареты уже сейчас продаются в киосках с отдельными кассами внутри гипермаркетов – по принципу «магазин в магазине», рассказывает представитель сети Мария Курносова. «Сейчас в этих киосках пачки выложены открыто, но, если правила сменятся, нам будет нетрудно изменить выкладку», – говорит Курносова.