Зарубежная пресса о сделке "Роснефти" с ВР: Сечин стал вторым человеком в государстве

Нефтяной гигант нужен Путину как никогда: "Газпром" теряет влияние, а "Роснефть" позволит президенту хотя бы отчасти выполнить предвыборные обещания
Игорь Сечин/ A.Rudakov/ Bloomberg

Что означает сделка «Роснефти» с ВР для ее участников, для России и для мирового рынка? Если брать Россию, у власти появится новый фаворит: «Газпрому» придется посторониться. «Роснефть», получив ТНК-ВР (или даже ее часть), не только станет крупнейшей компанией в мире по добыче нефти, но и - благодаря западным технологиям - сможет наращивать ее добычу. Москва получит новый козырь на внешнеполитической арене, а президент «Роснефти» Игорь Сечин укрепит свои позиции в Кремле, откуда он формально ушел. ВР расстанется с постылыми партнерами из ААР и окажется под крылом у российского государства. Вместе с тем, близость к власти – не всегда хорошо, даже в России.

Триумф Сечина в Лондоне

В четверг «Роснефть» сделала официальное предложение BP о покупке у той 50%-ной доли в ТНК-BP за $28 млрд. Как пишет Financial Times, часть этих средств британцы получат деньгами, часть – акциями «Роснефти» (10-20%).

ТНК-ВР оценивается, таким образом, в $56 млрд. Это соответствует цифрам, названным российскими партнерами ВР – консорциумом ААР, который хочет продать «Роснефти» свою половину компании за те же $28 млрд. Сделка будет второй по размеру в истории нефтяной индустрии и крупнейшим поглощением в российской истории, отмечает Bloomberg. А FT указывает, что по значению для российской нефтяной отрасли она сопоставима только с распродажей активов «Юкоса» (самые ценные из которых приобрела та же «Роснефть»).

Как пишет The Guardian, сделка подтвердила, что президент «Роснефти» Игорь Сечин – второе по значению лицо в российском государстве и первое – в российской энергетике. До сих пор он предпочитал оставаться в тени, даже будучи главой президентской администрации; тогда американские дипломаты шутили, что на самом деле Сечин – это виртуальный образ, придуманный Кремлем, чтобы наводить страх, а журналисты называли его «серым кардиналом» и «Дартом Вейдером».

Теперь Сечин – фигура публичная, и он быстро осваивает новую роль, отмечает Стивен Гаттерман из Reuters. Перемена не должна никого удивлять: чтобы компания росла и развивалась, ей необходимо усилить свое влияние за рубежом, привлечь иностранные инвестиции и получить доступ к новейшим технологиям геологоразведки и добычи, пишет Reuters. На посту вице-премьера – до того, как прийти в «Роснефть» на должность президента, – Сечин способствовал заключению ряда сделок с американской Exxon Mobil, норвежской Statoil и итальянской Eni, которые знают, как извлечь нефть из малопроницаемых пластов и на шельфе.

«Роснефть» и раньше пыталась договориться с ВР о продаже доли в ТНК-ВР. В январе 2011 г. они с «благословения» Путина сошлись на том, что обменяются акциями, оценив сделку в $16 млрд. Но партнеры из ААР этому воспротивились. В конченом итоге «Роснефть» своего добилась, и ААР теперь сам предлагает ей свои активы.

С иностранными инвесторами, похоже, все складывается к лучшему. Чтобы оплатить сделку, нефтяной гигант надеется привлечь у иностранных кредиторов как минимум $15 млрд. «Роснефть» также решила провести эмиссию облигаций в объеме 20 млрд руб. ($649,88 млн), которую отложила на прошлой неделе, сообщает Reuters со ссылкой на источник в банковских кругах. Единственный минус – рейтинговые агентства не исключают, что им придется понизить кредитный рейтинг «Роснефти».

Новый фаворит

Поглотив ТНК-ВР, «Роснефть» станет крупнейшей публичной компанией в мире по объемам добычи нефти. Благодаря этому Москва рассчитывает вернуть себе былое геополитическое влияние, утраченное из-за распада СССР, считает Гаттерман из Reuters. А «Газпрому» остается только подвинуться, он перестал быть фаворитом у власти, пишет Бен Уинкли из Bloomberg: сделка с ВР изменила расстановку сил в российской энергетике.

Покупка ТНК-ВР позволит «Роснефти» увеличить объем добычи приблизительно до 4,5 млн баррелей в сутки, а это больше, чем производит любая ближневосточная страна, за исключением Саудовской Аравии. Капитализация «Роснефти» достигнет рыночной стоимости «Газпрома» – 3,7 трлн руб. ($120 млрд). Путину, в третий раз занявшему президентское кресло, «Роснефть» нужна как никогда – рекордный объем добычи позволит главе государства хотя бы отчасти выполнить свои предвыборные обещания, пишет Bloomberg. Тем более что основная налоговая нагрузка ложится на нефтяной сектор. А поступления от «Газпрома» сокращаются из-за неприятностей в Европе и добычи сланцевого газа в США. «Российский энергетический сектор сейчас переживает период перехода власти. «Роснефть» усиливает влияние, а «Газпром» его теряет», - приводит агентство слова Клиффа Капчена, ведущего аналитика нью-йоркской Eurasia Group.

ВР: второй брак – более счастливый?

Дейна Симиллука из The Wall Street Journal напомнил цифры: в 2003 г. ВР вложила в ТНК-BP $8 млрд, а продает свою долю за $28 млрд. К тому же британская компания получила за это время $19 млрд в виде дивидендов. Союз с «Роснефтью» позволит ВР разорвать прибыльное, но неспокойное партнерство с российскими миллиардерами из AAP.

Правда, с ними придется встречаться и дальше – если «Роснефть» докупит вторую половину ТНК-ВР (это может быть сделано за деньги и акции, и ААР, таким образом, станет акционером «Роснефти»).

Для ВР сделка с госкомпанией означает, что в России перед ней открываются новые возможности – она получит доступ к месторождениям нефти на арктическом шельфе, поделившись с «Роснефтью» своими технологическими ноу-хау. Но в союзе с «Роснефтью» ВР не будет пользоваться той же свободой, что с ААР, т.к. пакет акций, который она получит в госкомпании, меньше контрольного, считает Гай Чейзан из FT. Кроме того, близость к Кремлю – не всегда преимущество для иностранной компании, поскольку политические соображения могут возобладать над коммерческими, говорится в редакционной статье FT. Государственный контроль и отсутствие конкуренции могут сыграть злую шутку и с «Роснефтью»: у нее пропадет всякий стимул к повышению эффективности, пишет газета.