IKEA собирается сдавать кухонные гарнитуры в аренду

Нововведение должно побудить покупателей возвращать изделия в конце срока их службы обратно в магазины для переработки и использования в качестве вторсырья на предприятиях группы
А.Махонин/ Ведомости

IKEA может предложить покупателям услугу по долгосрочной недорогой аренде кухонных гарнитуров – это идея включена в программу устойчивого развития компании до 2020 г., сообщает Financial Times. Инициатива должна побудить покупателей возвращать изделия в конце срока их службы обратно в магазин для переработки и использования в качестве вторсырья на предприятиях группы, рассказал изданию директор по устойчивому развитию IKEA Стив Говард. Некоторые товары и так успешно утилизируются в соответствии с местными законами, но IKEA готова помочь с переработкой кухонной мебели, гардеробов, матрасов, отметил он.

Программа устойчивого развития IKEA ставит ряд задач по охране окружающий среды, например по производству такого же объема возобновляемой энергии, какой компания потребит до конца декады.

Защитники окружающей среды спорят, можно ли считать IKEA, одного из крупнейших в мире потребителей древесины и другого сырья, например кожи и хлопка, экологически ответственной компанией. Критики упрекают группу в том, что ее стратегия низких цен вырабатывает у людей привычку с легкостью выбрасывать сломавшуюся мебель.

Принадлежащая IKEA деревоперерабатывающая компания Swedwood в некоторых странах уже собирает вторсырье. Например, во Франции ее фабрика получает 50% древесины из попавших на переработку продуктов и делает из нее книжные полки или столы.

В России идеи возвратного потребления в IKEA только прорабатываются: их трудно реализовать из-за осутствия инфраструктуры по утилизации товаров, говорит руководитель службы по связям с общественностью российского представительства компании Мария Тихонова. Но так как общее развитие компании пойдет в этом направлении, проекты появятся, обещает она.

Несколько лет назад IKEA с успехом проводила акцию по продаже новогодних елок с возвратом: например, в 2008 г. можно было купить в ее магазинах живую ель за 1690 руб., а вернув ее после праздников в магазин, получить подарочную карту на 1500 руб. Во время таких акций возвращалось 85% проданных елок, вспоминает Тихонова. Но IKEA пришлось отказаться от проекта, так как компания не смогла найти поставщиков, полностью отвечающих ее требованиям по экологичности. Поэтому IKEA перешла на продажу саженцев в контейнерах – такие елочки после Нового года можно высадить на улице.

В России программы утилизации пока опробовали только производители отечественных автомобилей (причем при поддержке государства) и продавцы бытовой техники (за свой счет). Крупные сети электротоваров не раз предлагали скидки на новый товар тем покупателям, которые готовы сдать в утиль старые приборы. Представители «Эльдорадо», «М.видео» и Media Markt признавались «Ведомостям», что это оказалось удачным маркетинговым приемом – продажи товаров, участвующих в акции, росли на десятки процентов. «М.видео» регулярно проводит такие акции – они одни из самых успешных, отмечает представитель компании Антон Пантелеев. Старую технику компания сдает заводу-подрядчику для переработки, часть деталей используется как вторсырье. Но сотрудник крупной сети бытовой техники отмечает, что в России нет системы переработки электроники «в ноль», которая позволяла бы снизить вред для окружающей среды и увеличить процент используемого вторично сырья.