Как помирятся Владимир Потанин и Олег Дерипаска

Одним из вариантов примирения акционеров UC Rusal и «Интерроса» может быть удвоение дивидендных выплат «Норникелем» – до 50% от чистой прибыли по МСФО. Возможно, в этом случае Владимир Стржалковский сохранит пост гендиректора компании
Владимир Потанин (слева) и Олег Дерипаска обсуждают варианты перемирия/ PhotoXpress

Акционеры «Норникеля» – «Интеррос» Владимира Потанина и UC Rusal, основным владельцем которой является Олег Дерипаска, – начали переговоры о перемирии. Одним из условий UC Rusal является отставка Стржалковского, рассказывали несколько источников, близких к разным сторонам спора. Однако, как выяснили «Ведомости», существует вариант, при котором Стржалковский сохранит пост, но «Норникель» будет направлять на дивиденды половину чистой прибыли по МСФО (против 20–25% по нынешней дивидендной политике). О том, что такой сценарий обсуждается, «Ведомостям» рассказали пять источников, близких к акционерам «Норникеля» и самой компании. Правда, один из собеседников это отрицает: «Смена гендиректора является ключевым условием UC Rusal».

Представители «Интерроса», UC Rusal, «Норникеля» от комментариев отказались. Вопросы, переданные Стржалковскому через представителя компании, остались без ответа.

Контракт Стржалковского бессрочный. Для его отставки «за» должно проголосовать 9 директоров из 13 – «Интеррос» и UC Rusal могут принять такое решение только вместе.

В течение двух лет конфликта «Интеррос» и менеджмент «Норникеля» действовали сообща. А UC Rusal долго не одерживала значимых побед над тандемом: ей не удалось оспорить решение о проведении первого обратного выкупа акций на $3,3 млрд, продаже квазиказначейских бумаг трейдеру Trafigura, добиться выплаты более высоких дивидендов или назначения Александра Волошина председателем совета директоров. Лишь в этом году Арбитражный суд Красноярского края признал незаконным решение о проведении обратного выкупа акций на $4,5 млрд, принятое советом «Норникеля» осенью 2011 г. Потанин вместе с «Норникелем» образуют группу лиц, поэтому должны были согласовать увеличение доли с правительственной комиссией по иностранным инвестициям, решил суд.

Ни у Потанина, ни у Дерипаски нет желания продолжать конфликт, сейчас обсуждается множество сценариев компромисса и каждый вероятен, говорит знакомый бизнесменов. К тому же приближается разбирательство в коммерческом арбитраже Лондона (см. врез). В декабре начнутся слушания по взаимным имущественным претензиям, рассказывают собеседники «Ведомостей». «Интеррос» опасается проигрыша, вот и пошел на переговоры, сказал один из них. Это не так, не согласен другой: «Интеррос» вступил в диалог, потому что Дерипаска впервые за долгое время «созрел для переговоров» из-за тяжелого финансового положения UC Rusal. «Интерросу» выгоден мир, если стороны договорятся о принципах управления «Норникелем», например, Потанин может возглавить совет директоров компании, подчеркивает он.

О возможном перемирии акционеров «Норникеля» в конце августа сказал президент Владимир Путин. В начале октября Потанин и Дерипаска встречались с премьером Дмитрием Медведевым. К этому моменту у бизнесменов уже было понимание, что нужно мириться, знает их знакомый. В правительстве уверены: конфликт нужно заканчивать, а менеджмент «Норникеля» – менять, рассказывал высокопоставленный чиновник. Правда, многое будет зависеть от мнения Путина (с ним Стржалковский работал в КГБ), оговаривался собеседник. Судьба Стржалковского должна зависеть от акционеров, отмечал пресс-секретарь президента.

Стржалковский останется, уверены три собеседника «Ведомостей». А увеличение дивидендов выгодно обеим сторонам, рассуждает один из них: для «Интерроса» выплаты «Норникеля» – основной источник доходов, а UC Rusal нужно гасить кредиты (в первом полугодии компания потратила на обслуживание долга $288 млн). Чистая прибыль «Норникеля» в первом полугодии составила $1,5 млрд, годовая может достичь $3 млрд. В таком случае при нынешней дивидендной политике «Интеррос» может получить максимум $211 млн, а UC Rusal – $189 млн. Если планка поднимется до 50%, цифры вырастут до $421 млн и $377 млн соответственно. Сценарий неплох, но маловероятен: для UC Rusal отставка Стржалковского – вопрос принципа, подчеркивает один из собеседников.