Правительство выделяет около 8 млрд руб для поддержки региональных авиаперевозок

Правительство в следующем году потратит на поддержку региональных авиаперевозок почти 8 млрд руб. Это слишком много, считают эксперты
М. Новиков/ Ведомости

Минтранс внес в правительство проект «дорожной карты» региональных авиаперевозок, сообщил представитель министерства. В ней говорится, что в 2013 г. государство выделит на развитие региональных авиаперевозок 7,75 млрд руб. Из этой суммы 2,15 млрд руб. придется на компенсацию ставок лизинга на самолеты, 2,9 млрд руб. – субъектам Федерации на региональные перевозки, сказал представитель Минтранса. Представитель Минфина был недоступен для журналистов.

Проект «дорожной карты» появился в ответ на поручение премьер-министра Дмитрия Медведева, объясняет представитель Минтранса. Глава правительства в августе возмутился слабой развитостью региональной сети российских авиакомпаний и зацикленностью их на перевозках через Москву.

Потенциальная авиационная подвижность на региональных и местных авиалиниях уже к 2020 г., по подсчетам Минтранса, может быть в 2 раза больше, чем сейчас. Но пока региональные и местные линии низкорентабельны. На фоне общего роста пассажиропотока за первые девять месяцев 2012 г. в 15% на местных линиях был рост лишь 8%, следует из данных Росавиации. Авиакомпании не стремятся развивать этот рынок в первую очередь из-за высоких удельных затрат на эксплуатацию самолетов малой вместимости, считает Минтранс. «Минпромторг до середины 2013 г. намерен определиться с господдержкой самолетов малой вместимости, которые должны восполнить дефицит региональной техники», – соглашается замминистра промышленности и торговли Юрий Слюсарь.

Представитель Минтранса добавляет, что в 2013 г. планируется реализовать первый пилотный проект в Приволжском округе. Объем финансирования до конца 2012 г. из средств федерального бюджета составит 300 млн руб., столько же готовы предоставить 14 входящих в округ субъектов Федерации, говорит видевший проект «карты» руководитель аналитического отдела «Авиапорта» Олег Пантелеев. За эти деньги авиаторы должны перевезти 125000 пассажиров, добавляет он. В перспективе же региональные власти будут давать порядка 1,1 млрд руб. на развитие региональных перевозок, знает топ-менеджер авиакомпании «Татарстан», которая планирует претендовать на получение субсидий в рамках пилотного проекта. Переговоры на этот счет с властями 14 регионов уже прошли, договоры с аэропортами подписаны, говорит он. Представители авиакомпаний Dexter и «Ютэйр» тоже не исключили такой возможности.

Но к реализации любого регионального проекта необходимо подходить очень щепетильно, отмечает Пантелеев. Он считает чрезмерными запланированные на этот год субсидии (4800 руб. на пассажира). К тому же в Приволжском федеральном округе развита сеть автодорог, поэтому авиаторам будет сложно конкурировать с автомобильным транспортом, уверен Пантелеев.