Магнитогорский меткомбинат делает ставку на высокодоходные производства

Магнитогорский меткомбинат сокращает капвложения, чтобы повысить рентабельность. Его конкуренты – «Северсталь» и Evraz – ради этой же цели отказались от зарубежной экспансии
Д. Гришкин/ Ведомости

В декабре совет директоров ММК рассмотрит стратегию компании до 2022 г., сообщил «Интерфакс» со ссылкой на ее гендиректора Бориса Дубровского. Главная цель – стать лидером по себестоимости. Поэтому в ближайшее время ММК не будет увеличивать производственные мощности, передал «Ведомостям» представитель ММК слова Дубровского. «Нам необходимо сконцентрироваться на продаже услуги, а не просто на выпуске металла», – цитирует слова гендиректора «Интерфакс».

С 2007 г. мощности ММК по выплавке стали не изменились. Из презентации компании за 2007 г. следует, что тогда она могла производить чуть больше 14 млн т стали (фактический объем производства составил 13,3 млн т, выпуск товарной продукции – 12,2 млн т). Мощность магнитогорской площадки ММК – 14 млн т стали, следует из презентации компании, подготовленной в октябре 2011 г. Но добавилась турецкая MMK Metalurji, ее мощность – 2,3 млн т стали. Выходит, прирост составил 14,1%. Но вот производить Магнитка стала даже меньше: в 2011 г. она выплавила 12,2 млн т стали и выпустила 11,2 млн т товарной продукции. Главными инвестпроектами ММК в течение последних лет стали «стан-5000» (запущен в 2009 г., мощность – 1,5 млн т проката для труб большого диаметра, судостроения и строительства) и «стан-2000» (2011 г., 2 млн т стали для автомобилестроения). Эти проекты обошлись компании в 86 млрд руб.

Добиться роста рентабельности намерены и конкуренты ММК – «Северсталь» и Evraz. В стратегии первой говорится о намерении стать лидером по рентабельности по EBITDA в России, Evraz стремится удвоить показатель EBITDA к 2016 г. При этом обе компании ради выполнения главной задачи отказались от масштабной зарубежной экспансии. Этот шаг позволит им также снизить долг.

ММК практически не замечен на рынке слияний и поглощений. Поэтому отказ от расширения производства – основная возможность снизить затраты, считает аналитик «ВТБ капитала» Игорь Лебединец. У компании действительно есть шанс стать лидером по себестоимости, добавляет эксперт. Сейчас, если сравнивать только показатели российских площадок, ММК делит второе место вместе с НЛМК по уровню затрат на производство тонны продукции (около $400). Лидер – «Северсталь» ($345), указывает Лебединец.

Но Магнитка может выиграть за счет отсутствия вертикальной интеграции. Компания обеспечена собственным углем лишь на 40% и совсем не производит железную руду. Сейчас цены на сырье падают, что будет способствовать снижению издержек, констатирует Лебединец.

К тому же сейчас не имеет смысла увеличивать производство, добавляет эксперт. Новая продукция просто не найдет покупателя. На рынке стали ситуация не лучшая: китайские производители стали начали экспортировать свою продукцию и составили россиянам серьезную конкуренцию на традиционном экспортном рынке – Ближнем Востоке. Европейские клиенты не в лучшем состоянии, а внутренний рынок дополнительные объемы просто не переварит, подчеркивает Лебединец.

НЛМК за последние пять лет увеличил свои мощности на 70% до 15,1 млн т, напоминает представитель компании. Но из-за перепроизводства стали в мире компания не планирует дальнейшее расширение мощностей, за исключением запуска мини-завода в Калужской области (0,9 млн т), а сконцентрирует усилия на сохранении низкой себестоимости производства и повышении его эффективности, стабильном сбыте, подчеркивает собеседник «Ведомостей». «Северсталь» тоже в краткосрочной перспективе не планирует расширения сталелитейных мощностей, исключая строительство мини-завода в Балакове (Саратовская обл.) мощностью 1 млн т проката в год, говорит представитель компании.