"Лукойл» получил предложение ExxonMobil о покупке доли в "Западной Курне – 1"

«Лукойл» может расширить портфель иракских активов: ExxonMobil предложила ему свою долю в Западной Курне – 1. А вот «Газпром нефть» может лишиться месторождения Бадра: иракские власти поставили ее перед выбором – уйти из этого проекта или отказаться от разработки недр Курдистана
В дополнение к проекту Западная Курна – 2 «Лукойл» может получить контроль в соседней Западной Курне/ A.Hassan/ REUTERS

Конкурентом «Лукойла» за долю ExxonMobil может стать ВР и Eni. С этими компаниями, как и с «Лукойлом», Exxon хотела поделиться данными о проекте, о чем просила разрешения у South Oil, пишет Bloomberg со ссылкой на гендиректора иракской компании Диа Джафара. На актив может претендовать и «Роснефть», напоминает Полищук. Представители «Роснефти» и ВР не ответили на запрос по этому поводу; их коллега из Eni отказалась от комментариев.

«Лукойл» получил предложение ExxonMobil о покупке 60% в проекте Западная Курна – 1, сообщил вице-президент компании Андрей Кузяев. «Мы, скорее всего, будем изучать эту возможность. Но какого-то решения на сегодняшний день у нас нет», – отметил он (цитата по «Интерфаксу»). Предложение о покупке доли поступило на днях, уточнил представитель «Лукойла», но детали не раскрыл.

Сервисный контракт на разработку месторождения Западная Курна – 1 с запасами в 8,7 млрд барр. консорциум во главе с ExxonMobil подписал в начале 2010 г. (еще 15% в проекте владеет Shell, 25% делят иракские госкомпании South Oil и Oil Exploration). Контракт подразумевает выплату $1,9 за каждый баррель нефти, добытой сверх уровня 280000 барр. в сутки. Консорциум обещал нарастить добычу на проекте до 2,1 млн барр. в сутки. «Лукойл» в партнерстве с ConocoPhillips тоже боролись за контракт, но проиграли.

С точки зрения инфраструктуры «Лукойлу» выгодно поучаствовать в разработке Западной Курны – 1, ведь российская компания владеет крупнейшей долей (75%) в проекте по разработке соседней Западной Курны – 2, напоминает аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук. С другой стороны, затраты на Курну-2 «Лукойл» оценивал в $30 млрд и может отказаться брать на себя еще один крупный проект, отмечает он. Для сравнения: запасы Курны-2 – около 14 млрд барр., сервисная премия – $1,15 за баррель.

Руководитель лицензионного департамента министерства нефти Ирака Абдул-Махди аль-Амиди отметил, что Ирак продаст долю в Западной Курне – 1 только компании, прошедшей квалификацию министерства и имеющей сравнимые с Exxon финансовые и технические возможности (слова чиновника передает Bloomberg). С этой точки зрения у «Лукойла» проблем быть не должно, уверен Полищук, ведь компания хорошо зарекомендовала себя в Ираке, а недавно выкупила долю Statoil в Курне-2 (18,75%) и выиграла право на разработку еще одного месторождения – Блока10. Кроме того, у «Лукойла» нет проектов в провинции Курдистан, отмечает эксперт.

Курдистан предлагает подписывать соглашения о разделе продукции, что не нравится федеральному правительству Ирака, которое предлагает нефтяным компаниям лишь сервисные контракты. Из-за проектов в провинции Багдад грозит санкциями Chevron, Total, ExxonMobil (ставил ее перед выбором – Курна-1 или работа в Курдистане), а теперь и российской «Газпром нефти» (см.врез).

Министр нефти Ирака Абдул Карим Луаиби сказал Bloomberg, что через две-три недели встретится с представителями Exxon, чтобы обсудить решение покинуть Курну-1 и инвестировать в Курдистан. Кто может заменить американскую компанию в проекте, он не сказал.

Сколько ExxonMobil может получить за долю в Западной Курне – 1, эксперты оценить не берутся. Полищук предполагает, что покупатель вернет американской компании инвестиции с небольшой премией. ExxonMobil не раскрывает, сколько вложила в проект. Затраты «Лукойла» в Курну-2 составили около $600000, отмечает аналитик «Сбербанк CIB» Валерий Нестеров, а компании начали разработку месторождений примерно в одно время. Но «Лукойл» может поторговаться, отмечает он: Курна-1 – сложный проект, сервисная премия за нее небольшая, а за новые месторождения Ирак платит уже $5–7 за баррель.