РЖД не хочет расставаться с «Трансконтейнером» и Второй грузовой компанией

Президент РЖД Владимир Якунин продолжает убеждать власти в необходимости отложить приватизацию монополии: сейчас компания стоит $36 млрд, а через несколько лет подорожает в разы. Сама РЖД тоже не спешит расставаться с активами: она закладывает показатели «дочек» в инвестпланы
РЖД надеется через несколько лет подорожать в разы/ А.Махонин/ Ведомости

Если продавать четверть РЖД сейчас, то это будет стоить только 280 млрд руб., заявил Якунин на парламентских слушаниях. В таком случае оценка всей компании равна 1,12 трлн руб. (или $36 млрд). А уже через четыре-пять лет стоимость монополии вырастет в 2,5–3,5 раза, утверждает президент РЖД.

Подготовка к IPO монополии займет 4–5 лет, сказано в презентации компании для депутатов (копия есть у «Ведомостей»): к тому времени РЖД будет стоить уже $86–129 млрд (2,8–4 трлн руб.). Привлекательность РЖД повысит «включение в контур прибыльных локомотивного бизнеса и оперирования», отмечает монополия. Без этих бизнесов стоимость РЖД значительно снизится, но насколько – не считали, говорит представитель монополии.

Якунин давно уговаривает чиновников повременить с продажей акций РЖД (хотя по программе приватизации 25% монополии предполагается продать уже до конца 2013 г.). «Если мы сейчас приватизируем 25% <...> мы выручим меньше денег, чем годовая инвестиционная программа РЖД», – убеждал Якунин чиновников на круглом столе «Ведомостей» в октябре. По его мнению, сначала можно разместить до 5% акций в пользу госинвестора (продажа такого пакета сейчас и рассматривается, отмечал министр экономического развития Андрей Белоусов).

Не нравится Якунину и распродажа активов монополии – продажа Первой грузовой компании и доли в «Трансконтейнере» (там у РЖД осталось 50,2%) лишила монополию источников доходов, сетовал он.

Продажа и локомотивов, и операторов подвижного состава предусмотрена стратегией реформы железнодорожного транспорта (утверждена в начале 2011 г.). Продать локомотивы по ней предполагается уже в 2013 г. Но правительство до сих пор продолжает дискуссию о судьбе монополии.

Тем временем сама РЖД формирует инвестпрограмму на 2013–2015 гг. с учетом доходов от предоставления услуг локомотивной тяги и прибыли операторов – Второй грузовой компании (ВГК) и «Трансконтейнера», следует из пояснительной записки компании (копия есть у «Ведомостей»). Чистая прибыль монополии (с учетом показателей «дочек») в 2013 г. составит 24 млрд руб., в 2014 г. – 34 млрд руб., в 2015 г. – 35 млрд руб. При этом на долю ВГК в 2013–2015 гг. будет приходиться 56–44,8% прибыли группы, следует из документа, «Трансконтейнер» принесет 22–28% (см. врез). Доля «дочек» в EBITDA группы будет составлять примерно четверть, говорит сотрудник РЖД.

Решение о продаже ВГК и Федеральной пассажирской компании правительство собиралось принять после 2015 г. (когда завершится реформа РЖД), поэтому результаты этих компаний и включены в инвестпрограмму, объясняет представитель монополии. А вот продажу 25% «Трансконтейнера» совет директоров РЖД одобрял еще в прошлом году (правительство настаивало на реализации всех 50,2% оператора). Правда, теперь у Якунина альтернативный план: внести долю РЖД в «Трансконтейнере» в российско-казахско-белорусскую логистическую компанию. Вопрос о продаже «Трансконтейнера» так и не решен, сообщил федеральный чиновник.