"Гражданские самолеты Сухого" отказали "Авиалиниям Кубани" Олега Дерипаски

Совет директоров ГСС не одобрил поставку «Авиалиниям Кубани» 12 самолетов Sukhoi SuperJet100, так как перевозчик не представил подтверждение финансирования
«Авиалинии Кубани» могут остаться без SSJ100/ С.Портер/ Ведомости

У представителя «Базэла» другая версия. «Кубань» – финансово устойчивая организация, подчеркивает он. Просто из-за удорожания каждого самолета на $1,7 млн уже после утверждения спецификации было решено доработать схемы финансирования контракта, в том числе с участием Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК), говорит представитель «Базэла». По его словам, новая схема будет обсуждаться с ГТЛК в ближайшие три дня. Представителю ГСС об этом ничего не известно. Его коллега из ГТЛК от комментариев отказался.

«Авиалинии Кубани»

Авиакомпания. Основной владелец – «Базовый элемент» (63,9%). Выручка (РСБУ, 2011 г.) – 4,0 млрд руб., чистый убыток – 440,5 млн руб.

«Авиалинии Кубани» (входят в «Базовый элемент» Олега Дерипаски) подписали соглашение о намерениях поставить 12 самолетов SSJ100 каталожной стоимостью $400 млн еще на авиасалоне МАКС-2011. Поставки должны были начаться в 2013 г. Планировалось, что сделку будет финансировать «ВЭБ-лизинг».

Но сделку в таком виде не одобрил совет директоров ГСС, рассказал близкий к нему источник. «В основном из-за высокой долговой нагрузки авиакомпании (около $300 млн)», – объясняет собеседник «Ведомостей». «ВЭБ-лизинг» рассматривал возможность финансирования этой сделки вплоть до недавнего времени, но она так и не была заключена, добавил источник, близкий к «ВЭБ-лизингу». «Вопрос об отзыве свидетельства эксплуатанта «Авиалиний Кубани» до сих пор открыт. Сейчас SSJ100 пошел в серию, и мы можем себе позволить заключать контракты с финансово устойчивыми заказчиками», – добавляет первый собеседник. В сентябре «Интерфакс» сообщал, что еще весной поднимался вопрос об отзыве сертификата эксплуатанта у «Кубани» (компания уверяла, что работает в штатном режиме, никаких извещений от властей не получала). «Ситуацию с «Авиалиниями Кубани» изучают», – лишь сообщил представитель Росавиации.

Представитель ГСС подтвердил, что директора не одобрили сделку, так как компания пока не предоставила подтверждения ее финансирования.

Парк «Кубани» остро нуждается в обновлении, говорит главный редактор Avia.ru Роман Гусаров. После того как в этом году она списала 12 Як-42, у нее осталось 10 самолетов, 4 из них – все те же устаревшие Як-42. Из-за этого компании пришлось сокращать количество маршрутов из «Внуково», отмечает эксперт. За девять месяцев 2012 г. компания увеличила пассажиропоток по сравнению с январем – сентябрем 2011 г. на 16% до 844000 человек. Но если сравнивать с суммарными показателями Sky Express, маршруты и самолеты которой перешли в «Авиалинии Кубани», то пассажиропоток сократился: вместе они год назад перевезли 1,5 млн пассажиров.

В прошлом году перевозчик хотел купить у Boeing и Airbus до 25 самолетов, напоминает Гусаров. Но переговоры оказались безрезультатными, рассказали сотрудники офисов авиапроизводителей. Эксперт сомневается, что какой-либо лизингодатель согласится профинансировать покупку самолетов «Кубанью».