Правительство вернулось к идее создания единого реестра фильмов для борьбы с интернет-пиратами

Правительство вернулось к идее создать реестр цифровых копий фильмов, чтобы бороться с пиратами в интернете. Вести такой реестр чиновники предлагают Госфильмофонду
Поисковики не хотят ограничивать поиск фильмов без решения суда/ PhotoXpress

Премьер-министр Дмитрий Медведев поручил Минкомсвязи, Минкульту и Минэкономразвития до февраля 2013 г. подготовить и внести в правительство предложения по борьбе с пиратством фильмов в сети. Несколько конкретных инициатив изложены в служебной записке директора департамента правительства Дениса Молчанова, которая приложена к поручению (оба документа есть у «Ведомостей»).

Представители Минкультуры, Минсвязи и Минэкономразвития подтвердили, что получили такое поручение, представитель Минкультуры добавил, что ведомство уже направило свои предложения в правительство. Пресс-секретарь премьера Наталья Тимакова не ответила на вопрос «Ведомостей», Молчанов отказался от комментариев.

Молчанов предлагает вернуться к идее создания реестра цифровых копий фильмов, т.е. производители и прокатчики фильмов должны будут предоставлять в реестр копию картин вместе с документами, подтверждающими их права. О необходимости такой базы контента еще в прошлом году говорили чиновники Минкультуры и Минкомсвязи, но для реализации идеи требовались поправки в законодательство, внести которые тогда так и не удалось, говорит бывший чиновник, занимавшийся этим вопросом. Вести реестр могло бы федеральное государственное бюджетное учреждение Госфильмофонд (создавался для хранения копий фильмов, а с прошлого года ему перешли права на управление советскими коллекциями большинства киностудий страны), считает Молчанов. Представитель Госфильмофонда не ответил на звонок «Ведомостей».

Информационные посредники (т.е. провайдеры, порталы, социальные сети и др.) должны будут проверять легальность размещаемого пользователями контента, сверяясь с этим реестром, а также сразу блокировать или удалять контент, если правообладатель обратился с письменной жалобой, следует из письма Молчанова. Наконец, Молчанов указывает на необходимость ограничения по индексации поисковыми сервисами ресурсов с нелегальным контентом.

Инициативы, описанные в записке, скорее постановка проблемы, а не жесткие решения, конкретные механизмы должны предложить министерства, говорит член рабочей группы при правительстве, разрабатывающей механизм борьбы с нелегальным распространением контента (по итогам ее работы и возникло поручение). Например, копии в реестре может присваиваться специальная цифровая метка, которая позволяет проверять легальность распространения пользователями этого контента, объясняет он. Как проверять легальность, тоже еще не решено, продолжает он: провайдеров могут обязать, например, проводить премодерацию закачки или проверять легальность контента уже после его размещения.

Сейчас таких обязательств у посредников нет, впрочем, представители крупнейших интернет-компаний заявляют, что добровольно удаляют контент после обращения правообладателя. Правообладатели же настаивают, что посредники вообще не должны давать пользователям возможность нелегальной загрузки контента.

Ограничения в индексации каких-либо ресурсов поисковиками без решения суда очень опасный путь, так и до цензуры недалеко, говорит Ирина Левова, аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК). С представителями главного российского поисковика «Яндекс» (не входит в РАЭК) связаться не удалось, прежде его пресс-секретарь Очир Манджиков сравнивал чистку поиска без решения суда с цензурой. Если правительство будет настаивать на обязательной премодерации всего пользовательского контента, рунет столкнется с огромным количеством технических проблем – на практике такой механизм работать не будет, уверена Левова: «Зато блокировка контента после письменного обращения правообладателя – разумная идея, тем более если он сможет использовать ссылку на реестр как основание своей жалобы взамен огромного пакета документов». Тогда реестр существенно упростит решение спорных вопросов по обороту контента, полагает аналитик.