Правительство не смогло повысить конкуренцию среди международных авиаперевозчиков

Правительству не удалось увеличить конкуренцию на рынке международных авиаперевозок. Несмотря на предоставление авиакомпаниям новых маршрутов, позиции лидеров – «Аэрофлота» и «Трансаэро» – не пошатнулись. Все потому, что они-то и поделили между собой все частоты
А. Махонин/ Ведомости

Доля «Аэрофлота» на рынке международных авиаперевозок за девять месяцев этого года не изменилась по сравнению с январем – сентябрем 2011 г. – 28%, «Трансаэро» – снизилась с 14,4 до 14,3%, говорится в презентации Транспортной клиринговой палаты (есть у «Ведомостей»). Ближайшим конкурентам до лидеров далеко. Доля группы S7 – лишь 4,4% (в прошлом году было 3,6%), «Ютэйр» – 4% (2,9%), говорится в документе.

Минтранс начал либерализацию международных авиаперевозок два года назад. На многих популярных направлениях от каждой из стран было лишь по одному назначенному перевозчику. Чиновники решили увеличить их количество хотя бы до двух. Были расширены чартерные программы в Греции и Болгарии. Второй назначенный перевозчик появился на маршрутах в Рим, Милан, Париж («Трансаэро») и Ниццу («дочка» «Аэрофлота» – «Россия»), напоминает гендиректор Infomost Борис Рыбак. Сейчас на завершающей стадии переговоры по допуску второго авиаперевозчика в Карловы Вары и Прагу.

Но передела рынка не случилось. Наибольший объем допусков получили именно «Аэрофлот» и «Трансаэро» – 74 и 125 соответственно. И лишь «считанные единицы» – другие авиакомпании, следует из данных «Аэрофлота». Хотя поначалу возможность получить новые маршруты вызвала настоящий ажиотаж на рынке. На рейсы в Италию претендовало 15 авиакомпаний, сообщала Росавиация. «Ютэйр» было отказано в рейсах из Москвы в Берлин и Мюнхен. А «Сибирь», например, не получила допусков в Италию и Францию. «За год из Москвы мы получили лишь четыре допуска из 18 назначений», – констатирует представитель «Ютэйр».

В итоге за два года количество эксклюзивных направлений у обоих перевозчиков уравновесилось: у «Аэрофлота» – 34 маршрута, у «Трансаэро» – 32. Правда, представитель «Трансаэро» уверяет, что у авиакомпании только 21 уникальный маршрут. А новые рейсы не могли оказать существенного влияния на долю рынка «Трансаэро» «в рассматриваемом временном отрезке, так как полеты в эти пункты компания начала только на его последней стадии», добавляет он.

Сохраняющийся паритет между «Трансаэро» и «Аэрофлотом» объясняется тем, что на конкурентных направлениях они держат сходный порядок цен, объясняет сотрудник «Аэрофлота». Правда, после получения допусков в Италию «Трансаэро» устроила распродажу, но потом от ценовой войны отказалась. Источник в «Аэрофлоте» отмечает, что такой либерализации они не боятся. «Опасения, конечно же, были, но когда мы увидели, что наши пассажиры остаются с нами, загрузка кресел растет, то даже выразили готовность отказаться от всех эксклюзивных маршрутов», – говорит собеседник. Пару недель назад об этом на встрече с президентом Владимиром Путиным заявил гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев.

Ликвидация монополии на рейсах в Италию и Францию – важное достижение, констатирует Рыбак. Но перемены были призваны снизить цены на авиабилеты, сделать перевозки более доступными, повысить подвижность населения, говорит он. Либерализация же «на поверку оказалась половинчатой», резюмирует эксперт.