РЖД обвиняет отечественных металлургов в нехватке рельсов

В РЖД не дождались от металлургов 100-метровых рельсов и закупили их у японских и австрийских компаний. В ближайшие годы монополия тоже ждет дефицита, несмотря на планы «Мечела» и Evraz наладить производство длинных рельсов уже в конце года
РЖД не хватило российский рельсов/ A.Rudakov/ Bloomberg

Так получилось, что наши предприятия металлургические нас здорово подвели в этом году. Мы уже в этом году должны были получать рельсы нового стандарта для скоростного и высокоскоростного движения, но не способны были наши металлурги выполнить этого обязательства», – заявил вчера президент РЖД Владимир Якунин во время общения с работниками компании (цитата по «Прайму»). «Пришлось идти на рынок и покупать с рынка дорогостоящую японскую продукцию. Надеюсь, что в следующем году это будет уже завершено», – добавил президент РЖД.

Российские производители в этом году не запустили производство 100-метровых рельсов, объяснил «Ведомостям» представитель РЖД; в итоге компания закупила их у японских и австрийских производителей в объеме примерно 220000 т. Сколько компании пришлось потратить на их покупку, он не уточняет. Прогнозная потребность в 100-метровых рельсах на 2013 г. составляет 660000 т, добавляет он.

Запустить производство 100-метровых рельсов в этом году собирались «Мечел» и Evraz. «Мечел» – летом на Челябинском металлургическом комбинате (ЧМК, мощность – 1,1 млн т, учитывая фасонный прокат, используемый в строительстве). Проект в завершающей стадии: заканчивается монтаж оборудования и ведутся пусконаладочные работы, сказал представитель «Мечела». Когда начнется выпуск 100-метровых рельсов, он не уточнил, с чем связана задержка – тоже. Но между РЖД и ЧМК заключен контракт до 2030 г., предусматривающий поставку не менее чем 400000 т рельсов в год (после выхода стана на проектную мощность). Evraz запустит после модернизации новый цех на Западно-Сибирском меткомбинате, где собирается производить 100-метровые рельсы, в конце 2012 г., сообщил представитель группы, но когда начнется выпуск рельсов, он не уточняет. Срок запуска проекта не менялся. В итоге российские мощности Evraz по производству рельсов увеличатся в 1,5 раза до 1,5 млн т в год.

Но мощностей металлургов не хватит даже на удовлетворение общих потребностей РЖД. В 2012 г. РЖД может увеличить закупку рельсов на 43% по сравнению с 2011 г. до 910000 т, сказал представитель компании. Около 700000 т будет приобретено у группы Evraz (это пока единственный производитель в России), остальное – у иностранных производителей, поясняет он. Уже закуплено 670000 т рельсов, из них 450000 т – у Evraz. И дефицит будет расти, прогнозирует РЖД. До 2014 г. монополии нужно будет купить около 82000 т более дорогих импортных рельсов – примерно за 2,7 млрд руб., чтобы обеспечить модернизацию путей, создание сезонного резерва и проч., пишет «Интерфакс» со ссылкой на материалы компании. Спрос на длинные рельсы будет расти, прогнозирует представитель РЖД: в планах монополии строительство высокоскоростных магистралей, а в будущем – полный переход с 25-метровых на 100-метровые рельсы.

«Конечно, странная ситуация: Россия – один из крупнейших производителей стали в мире, а часть рельсов импортируется», – соглашается аналитик «ВТБ капитала» Елена Сахнова. Но можно понять и осторожность металлургов, замечает она: сейчас у РЖД высокая потребность в рельсах благодаря реализации крупных проектов, но через семь лет объемы заказов сократятся. К тому же сталевары в этом году переживают самое сильное со времени кризиса 2008–2009 гг. падение спроса и цен на свою продукцию, поэтому вынуждены быть осторожными в реализации крупномасштабных инвестпроектов, подчеркивает аналитик «Инвесткафе» Андрей Шенк. В этой ситуации нужно совместными усилиями РЖД, металлургов и властей определить оптимальные мощности для выпуска рельсов в стране, считает Сахнова. К тому же проекты высокоскоростного движения в России – между Москвой и Санкт-Петербургом и Москвой и Екатеринбургом – до сих пор не утверждены правительством, напоминает Сахнова.