Чемезов: "Ростехнологии" создадут 17 холдингов и предложат доли в них иностранным инвесторам

Сейчас у госкорпорации более 660 предприятий - их надо превратить в "конфеты в симпатичной обертке", рассказал менеджер в интервью Financial Times
Сергей Чемезов
Сергей Чемезов / Д. Абрамов / Ведомости

Мы беседуем уже несколько минут: Сергей Чемезов, генеральный директор "Ростехнологий", продолжает подсчитывать, сколько "дочек" у госкорпорации, в рамках которой функционируют предприятия ВПК, автомобильные заводы и металлургические комбинаты. “Сейчас у нас более 660 предприятий, но число их все время меняется", – говорит он наконец.

«Ростехнологии» были созданы почти пять лет назад на волне консолидации «стратегически важных» отраслей российской промышленности в рамках проводившейся президентом Владимиром Путиным политики госкапитализма. Сменивший его Дмитрий Медведев придерживался более либеральных взглядов: при нем заговорили о том, чтобы "распустить" «Ростехнологии», тянущие средства из бюдежета. Теперь, когда Путин в третий раз занял президентское кресло, Чемезов всячески подчеркивает стартегическую важность вверенного ему конгломерата.

По его словам, «Ростехнологии» собираются наилучшим образом использовать огромные инвестиции государства, а именно – вывести подконтрольные предприятия на фондовый рынок и продать часть акций стратегическим иностранным инвесторам. По мысли Чемезова, эта амбициозная программа – второй этап развития госкорпорации после того, как ей удалось, как он говорит, кардинально улучшить финансовое состояние сотен своих «дочек».

Чемезов утверждает, что гигантская госкорпорация была создана вовсе не с целью прибрать к рукам побольше активов: "Мы с самого начала не планировали создавать государственный холдинг. Мы планировали восстановить порядок на предприятиях и создать условия, которые сделали бы их привлекательными для инвесторов. Большинство приобретенных нами компаний были либо банкротами, либо находились на грани банкротства – и если бы мы их не взяли перед кризисом [2009 г.], большинство этих предприятий сегодня бы не существовали».

После того, как 660 предприятий будут консолидированы в 17 холдингов, доли в последних будут предложены иностранным инвесторам – посредством IPO и стратегических сделок с зарубежными партнерами. “Наша задача – нарастить капитализацию этих компаний до максимума, а затем вывести их на рынок. Необходимо очистить их от долгов и непрофильных активов с тем, чтобы они стали интересными для инвесторов... Прямо как конфета в симпатичной обертке», – подыскал сравнение Чемезов.

В качестве примера он приводит «АвтоВАЗ»: компания выиграла от руководства «Ростехнологий» и может служить образцом союза с иностранными партнерами. В кризисные 2008-2009 гг. правительство выделило на спасение «АвтоВАЗа» $2,5 млрд, а в 2008 г. Renault-Nissan купила 25% его акций за $1,17 млрд. Сейчас Renault-Nissan ведет переговоры о том, чтобы увеличить долю в «АвтоВАЗе» до контрольной. Сделка, как ожидается, будет заверщена в начале будущего года.

«Когда мы пришли на «АвтоВАЗ», предприятие было практически на грани банкротства», – рассказывает Чемезов. То, что производил этот гигант, «не стоило принимать в расчет». Чемезов винит в развале «бандитов», победить которых удалось с помощью милиции и органов безопасности. Renault-Nissan отнеслась к участию государства очень положительно и даже возражала против продажи «Ростехнологиями» своего пакета в «АвтоВАЗе». «Они сказали: «Нет, постойте, мы хотим работать с вами», – вспоминает Чемезов.

Чтобы повторить успех «АвтоВАЗа», другим холдингам придется поработать: перейти на международные стандарты отчетности и придерживаться их течение трех лет. Только после этого можно будет говорить об IPO.

Некоторые эксперты сомневаются в том, что «Ростехнологии» разумно потратили бюджетные средства. Чемезов затрудняется назвать точные объемы полученных госкорпорацией средств, включая субсидии, кредиты и гарантии от государства. Но «Ростехнологии» справились со своей задачей – гарантировали социально-экономическую стабильность и безопасность России, исключив ненужную конкуренцию, считает Чемезов. Предоставленных «АвтоВАЗу» $2,5 млрд хватило бы, чтобы Ford с нуля построила три менее крупных сборочных производства, говорит один банкир. «Ростехнологии» – это просто черная дыра, где пропадают бюджетные деньги», – утверждает он.

Предприятия «Ростехнологий», готовящиеся к IPO:

– Shvabe (ранее – «Оптические системы и технологии») – выпуск оптико-электронного оборудования гражданского и военного назначения, инкубаторов, светофоров и пр.;

- «Российская электроника» – производитель электроники, в том числе для военных целей;

- «Вертолеты России» – производитель военных и гражданских вертолетов (в 2011 г. отложили IPO);

- «Радиоэлектронные технологии» – выпускает оборонную электронику;

- «ВСМПО-ависма» – крупнейший производитель титана в мире, также выпускает детали для двигателей Boeing, Airbus и Embraer.

Перевела Анна Разинцева