РЖД противится приватизации «Трансконтейнера»

РЖД продолжает уговаривать правительство не продавать «Трансконтейнер», а внести его в капитал российско-белорусско-казахстанского СП. Монополия обещает, что компания заработает за семь лет $4,5 млрд. Правда, за этот же срок ей потребуется инвестиций на $7,5 млрд
РЖД пока не готова делиться контролем над контейнерным бизнесом/ A.Rudakov/ Bloomberg

В начале ноября РЖД представила в Минэкономразвития и Минтранс бизнес-план создания Объединенной транспортно-логистической компании (ОТЛК, российско-белорусско-казахстанский контейнерный оператор), в капитал которой РЖД предлагает внести 50,1% акций «Трансконтейнера». РЖД предлагает создать СП уже в 2013 г., следует из документа (есть у «Ведомостей»). Компания будет управлять движением контейнеров на пространстве Таможенного союза и определять ставки аренды парка своими «дочками», говорится в материалах РЖД. Бизнес-план подготовлен совместно с казахстанскими и белорусскими железными дорогами, сказано в письме от 2 ноября президента РЖД Владимира Якунина министру экономического развития Андрею Белоусову (копия есть у «Ведомостей»). Чиновники Минэкономразвития и Минтранса подтвердили «Ведомостям» получение документа.

«Трансконтейнер»

Контейнерный оператор. Акционеры (данные компании на 10 октября 2012 г.): РЖД (50% плюс 2 акции), группа Fesco (23,7%), ЕБРР (9,25%), НПФ «Благосостояние» (5,1%). Капитализация – 55,6 млрд руб. Финансовые показатели (МСФО, шесть месяцев 2012 г.): выручка – 17,57 млрд руб., чистая прибыль – 2,7 млрд руб.

Предполагается, что у всех трех партнеров будут равные доли в СП. Но это произойдет через 10 лет, говорится в бизнес-плане. На первом этапе взнос Казахстана и Белоруссии будет существенно меньше (см.врез), поэтому их доля составит по 17,5%, а контролирующим акционером станет РЖД с 65%. В течение 10 лет стороны придут к паритету. Ради этого белорусские и казахстанские железные дороги будут пускать причитающиеся им дивиденды на увеличение долей, говорится в бизнес-плане. Всего в 2013–2020 гг. ОТЛК заработает $4,46 млрд чистой прибыли, сказано в бизнес-плане. Дивидендная политика предусматривает два сценария – выплату акционерам 10% или 40% от чистой прибыли. Таким образом, речь может идти о $446 млн – $1,7 млрд дивидендов.

К 2020 г. объемы перевозок ОТЛК увеличатся в 4 раза до 4,2 млн TEU по отношению к 2011 г. ОТЛК может рассчитывать на 61% рынка контейнерных железнодорожных перевозок Китай – Европа к 2020 г., в том числе за счет переключения грузопотока с морских перевозок на железную дорогу, отмечается в материалах РЖД. К 2020 г. финансовые показатели ОТЛК вырастут в 4 раза: выручка – до $5,8 млрд, чистая прибыль – до $900 млн. Стоимость компании к 2020 г. удвоится до $3,5 млрд.

Правда, реализация бизнес-плана потребует масштабных инвестиций – около $7,1 млрд. Деньги нужны на обновление подвижного состава и модернизацию терминалов. Большой вопрос, откуда ОТЛК будет брать деньги на эти инвестиции, отмечает курирующий РЖД федеральный чиновник. У компании таких денег нет, у ее партнеров по СП – тем более, констатирует он.

Чиновники пока никак не отреагировали на проект создания ОТЛК. Мы не возражаем против самой идеи создания российско-белорусско-казахстанского контейнерного оператора, но при этом внесение контрольного пакета акций «Трансконтейнера» в его уставный капитал «считаем преждевременным», говорит представитель Минэкономразвития. Ранее первый вице-премьер Игорь Шувалов высказывался в пользу приватизации «Трансконтейнера».

Представители белорусских и казахстанских железных дорог на вопросы «Ведомостей» не ответили.

Гендиректор агентства Infranews Алексей Безбородов сомневается, что правительство утвердит бизнес-план ОТЛК: проект требует слишком больших инвестиций, которые РЖД, скорее всего, попросит у государства. Вместо ОТЛК Безбородов предлагает продать «Трансконтейнер» – это, наоборот, принесет и РЖД, и государству прибыль. Исходя из капитализации «Трансконтейнера» на LSE ($1,8 млрд), за свой пакет – с учетом премии за контроль – РЖД сможет выручить $1,5 млрд, считает эксперт.