Дешевые авиабилеты появятся в России не скоро

Дешевые авиабилеты появятся в России не скоро. «Ведомостям» стал известен полный перечень мер для создания авиакомпании-дискаунтера, о которых в октябре «Аэрофлот» попросил президента Владимира Путина. Но у чиновников и профсоюзов есть возражения чуть ли не по каждому пункту
Савельев пока не получил помощи от чиновников для создания лоукостера/ А.Махонин/ Ведомости

Условия, необходимые для создания «Аэрофлотом» лоукостера, изложены в письме гендиректора авиакомпании Виталия Савельева Путину от 26 октября. «Ведомостям» удалось ознакомиться с содержанием документа, факт его существования подтвердил и пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. Российский авиарынок растет ежегодно в среднем на 12%, но реально самолетами пользуется лишь малая часть населения – около 7 млн россиян, пишет Савельев. И это при том, что в 2012 г., как прогнозировала ТКП, авиакомпании перевезут около 90 млн человек.

7 млн клиентов – крайне мало для страны с таким географическим положением, как Россия, пишет Савельев. Необходимо создать предпосылки для повышения подвижности населения. Вопрос может решить лоукост-перевозчик, который предложит билеты на треть дешевле традиционных авиакомпаний, говорится в письме. Но для успешной реализации проекта нужно разрешить авиакомпаниям продавать чуть больше билетов на рейс, чем способен вместить самолет. Это повысит доходы компаний, так как часть пассажиров все равно не являются на рейс, объясняет близкий к «Аэрофлоту» источник. Но при этом надо разработать условия компенсации тем пассажирам, кому не хватит места, добавляет он. Необходимо также отменить пошлины на самолеты вместимостью больше 170 кресел, говорится в письме. Именно такими судами пользуются лоукостеры, говорит партнер Bain & Company Юрий Спекторов. Также надо модернизировать устаревшую систему управления воздушным движением, чтобы самолеты могли улетать из аэропорта через полчаса после приземления, создать второстепенные аэропорты с выгодными тарифами, разрешить продавать невозвратные билеты, не кормить пассажиров в полете и взимать плату за провоз багажа, разрешить нанимать иностранных пилотов, говорится в письме.

Все эти меры Савельев попросил реализовать до июня 2013 г. Путин согласился. На письме стоит его резолюция министру транспорта Максиму Соколову начать проработку вопроса. И лишь возможность найма иностранцев Путин попросил дополнительно обсудить с профсоюзами.

Президенту Шереметьевского профсоюза Игорю Дельдюжову о поручении президента известно. «Мы не согласны. Дефицит пилотов был создан искусственно, точной аналитики по нему нет, – говорит он. – Если же пилотов не хватает, их можно привлекать из СНГ – через упрощенную процедуру получения гражданства». Минтранс против отмены существующих норм по провозу багажа и предоставления питания, говорит представитель министерства. А с отменой пошлин не согласны Минэкономразвития и Минпромторг, так как в этой нише проектируется самолет МС-21. Против невозвратных билетов выступил Роспотребнадзор и Федеральная антимонопольная служба, перечисляет собеседник «Ведомостей». Правда, он оговорился, что ФАС предлагает ограничить 30% долю невозвратных билетов.

Представители Минпромторга и ФАС были вчера вечером недоступны. Представитель Минэкономразвития не смог ответить на вопрос «Ведомостей».

Заявления о поддержке пассажиров, которые в последнее время делает правительство, по большей части остаются словами. Не отменяются пошлины на ввоз самолетов, авиаперелеты облагаются НДС. А без изменений в законодательстве создать успешный проект будет крайне сложно, говорит аналитик ИФК «Метрополь» Андрей Рожков. Поэтому вряд ли вскоре у нас появится лоукостер, добавляет он. Да и зачем – рынок и так растет быстрее, чем в среднем в мире.