Бизнес
Бесплатный
Дмитрий Дмитриенко
Статья опубликована в № 3246 от 06.12.2012 под заголовком: «Газпром» прошел морем

«Газпром» обкатал поставку сжиженного газа по Северному морскому пути

«Газпром» впервые осуществил поставку сжиженного газа по Северному морскому пути из Норвегии в Японию. Газ, правда, пока норвежский, да и экономическая целесообразность таких сделок еще неясна

Танкер-газовоз Ob River успешно завершил первую в мире перевозку сжиженного природного газа (СПГ) по Северному морскому пути (СМП), сообщил «Газпром». Как уточняет The Wall Street Journal (WSJ), газ был произведен в Норвегии на СПГ-терминале Hammerfest Snohvit, принадлежащем Statoil, получатель – японская Kyushu Electric Power Co. По данным Reuters, было перевезено 134500 куб. м газа. Танкер-газовоз принадлежит частной греческой компании Dynagas. Ob River используется для поставки СПГ с «Сахалина-2», основным акционером которого является «Газпром».

Благодаря СМП время доставки грузов из Северной Европы в Северо-Восточную Азию можно сократить почти на 40% в сравнении с маршрутами через Суэцкий или Панамский канал, отмечает «Газпром». А современное ледокольное обеспечение позволяет осуществлять навигацию крупнотоннажных танкеров 3–4 месяца в году.

Танкер прошел с грузом после выполненного им ранее в октябре порожнего рейса из Японии в Европу. «Два рейса <...> за одну навигацию полностью подтвердили техническую и коммерческую пригодность СМП для международных перевозок СПГ», – отмечает «Газпром». Концерн рассчитывает использовать этот маршрут для поставок СПГ как в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, так и на европейский рынок.

Перспективы использования СМП улучшаются по мере глобального потепления. По данным Всемирной метеорологической организации, в сентябре 2012 г. площадь льдов в Арктике уменьшилась до 3,41 млн кв. км – самого низкого значения с момента начала спутниковых наблюдений за ними.

Но экономическая привлекательность доставки грузов этим маршрутом пока неясна. За счет снижения скорости доставки на фрахте танкера только за один рейс можно сэкономить примерно $3 млн, подсчитала WSJ. Но танкеру может потребоваться ледокольная проводка, рыночную цену которой еще сложно оценить. Например, созданная президентом Владимиром Путиным Администрация Северного морского пути планирует оказывать такие услуги по расценкам, которые будет устанавливать правительство в соответствии с законодательством о естественных монополиях.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать