Российские потребители стали рациональнее

Российские потребители выросли и поумнели: они меньше смотрят на бренд и больше на соотношение цены и качества
М. Стулов/ Ведомости

Удалой русский стиль потребления уходит в прошлое. Кризис прошел, но желание скупать подряд все, что нравится, к людям не вернулось: покупатели сейчас контролируют сумму среднего чека, их общее потребление характеризуется стабильностью и рассудительностью, рассказывает представитель Nielsen Russia Ольга Хриптулова. Потребительское поведение россиян стало более рациональным, соглашается гендиректор MASMI Research Александр Новиков: с 2009 г. количество респондентов, заявляющих, что при выборе продуктов первой необходимости они прежде всего обращают внимание на цену, ежегодно растет на 2–4%. Одновременно устойчиво снижается число тех, для кого самое большое значение имеет бренд. Но и затягивать пояса потребители явно не собираются, продолжает Хриптулова: по сравнению с Европой дела ритейлеров в России идут прекрасно – несмотря на негативные прогнозы, индекс потребительского доверия не падает.

«Количество посещений серьезно не меняется, но чеки стали более сбалансированными: широких жестов меньше», – говорит представитель ресторанного холдинга Ginza Project. «Бума, какой был пять лет назад, нет, но есть небольшой устойчивый прирост», – свидетельствует вице-президент компании «М.видео» Павел Бреев. Ювелиры также отмечают, что покупатель стал осторожнее в тратах: с 2009 г. идет снижение среднего веса покупаемого изделия, покупатели чаще, чем до кризиса, выбирают изделия из серебра, рассказывает исполнительный директор компании «Адамас» Максим Вайнберг.

Падения нет, но рост замедляется, говорит статистика. Оборот розничной торговли продовольственными товарами, по данным Росстата, за 11 месяцев уходящего года вырос к аналогичному периоду прошлого года на 3,1% до 8,8 трлн руб. При этом месячный прирост падал весь год и к ноябрю составил 1,2%. Это замедление заметили ритейлеры.

Выручка магазинов «Магнит», работающих больше года (сопоставимые продажи), за девять месяцев увеличилась на 4,6%, но число покупок упало на 0,4%. Год назад соответствующие показатели были плюс 14,3% и плюс 2,4%. X5 Retail Group (сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель» и др.), которой в прошлом году удалось увеличить сопоставимые продажи за три квартала на 9%, теперь сообщила об их снижении на 1,9% – в основном из-за оттока покупателей: трафик уменьшился на 2,8%.

Все магазины, включая точки, работающие в формате «у дома», чтобы привлечь потребителя, сейчас играют со скидками, рассказывает Хриптулова. Потребитель, по ее словам, хочет быстрой выгоды: предложение дополнительного объема за те же деньги или скидка привлекают его больше, чем промоакции с подарком в виде дополнительного товара или бонусной карты.

Дилеры новых автомобилей говорят примерно то же самое: продажи в декабре неплохие, но за счет скидок – идет распродажа складов, рассказывал гендиректор PSB Consulting Group Олег Мосеев. Все производители в условиях серьезной конкуренции стимулируют сбыт, соглашается гендиректор холдинга «Авилон автомобильная группа» Андрей Павлович.

Едва ли не единственное, на чем россияне в этом году не экономили, – это отдых: по подсчетам Ассоциации туроператоров России (АТОР), треть российских граждан (36%) в этом году приобретали туры стоимостью $1000–2000 на массовые пляжные направления, что почти в 2 раза дороже, чем в прошлом году. Всего, по подсчетам АТОР, около 11 млн россиян в этом году воспользовались услугами туроператоров – примерно на четверть больше, чем в 2011 г.

В стране нет факторов, стимулирующих быстрый рост потребления, объяснял ведущий аналитик Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Игорь Поляков. Рост реальных зарплат замедлился, а опасений, которые могли бы вынудить потратить сбережения, нет.

В следующем году курс на сдержанное потребление сохранится, рассуждает Хриптулова, конкуренция будет расти, в 2013 г. особую важность приобретут правильное прогнозирование и логистика: главное – чтобы не было пустых полок, иначе покупатель уйдет к конкуренту. Если продавцы хотят быть «в тренде», они должны в своих маркетинговых сообщениях давать четкий и недвусмысленный ответ, почему та или иная покупка может быть рациональной, заключает Новиков.