«Аэрофлот» без «Шереметьево» откажется от амбиций стать глобальным авиаперевозчиком

«Аэрофлот» откажется от амбиций стать глобальным авиаперевозчиком, если ФАС заставит его расторгнуть договор о стратегическом партнерстве с «Шереметьево»
С.Николаев/ Ведомости

Завтра совет директоров «Аэрофлота» обсудит поправки в стратегию развития авиакомпании до 2025 г., рассказали «Ведомостям» два источника, близких к перевозчику и его совету директоров. Документ был утвержден в июле 2011 г. Стратегия предусматривала два варианта развития авиакомпании – инерционный и агрессивный. По первому из них «Аэрофлот» должен был расти вместе с рынком и остаться локальным перевозчиком. Этот вариант предусматривал рост пассажиропотока компании за 14 лет втрое – до 42 млн человек (см. таблицу на стр. 13). Но совет директоров выбрал агрессивный вариант. По нему компания должна превратиться в глобального перевозчика, а ее пассажиропоток – вырасти в 5 раз до 74 млн человек.

Сейчас менеджмент «Аэрофлота» предлагает совету вернуться к инерционному сценарию, говорят собеседники «Ведомостей».

Представитель «Аэрофлота» сказал лишь, что совет директоров обсудит поправки в стратегию, отказавшись от дальнейших комментариев.

Перемены будут необходимы, если Московское областное управление ФАС признает договор о стратегическом партнерстве между «Аэрофлотом» и «Шереметьево» противоречащим антимонопольному законодательству (в понедельник оно сообщило о возбуждении дела) и решение не удастся обжаловать, говорят источники «Ведомостей». В этом случае авиакомпании придется либо умерить амбиции, либо перейти в другой аэропорт, продолжают они.

Договор с «Шереметьево» подписан осенью и предусматривает приоритетное обслуживание «Аэрофлота». Склонить менеджмент аэропорта к его подписанию авиакомпании удалось только после угрозы потребовать увольнения гендиректора «Шереметьево» Михаила Василенко. Но УФАС посчитала, что договор может ограничить доступ других авиакомпаний к услугам естественной монополии, коим является аэропорт.

«Шереметьево» – базовый аэропорт для «Аэрофлота». На компанию и ее партнеров по альянсу приходится около 80% рейсов, напоминает член совета директоров «Аэрофлота» Сергей Алексашенко. Если договор не начнет действовать, не будет построена новая взлетно-посадочная полоса, не увеличатся терминальные мощности, уже в 2014 г. «Аэрофлот» столкнется с существенными ограничениями, а в 2015 г. и вовсе не сможет дальше развиваться (план на этот год – 33,5 млн пассажиров), прогнозирует Алексашенко.

ФАС, защищая конкуренцию на внутреннем рынке, лишает «Аэрофлот» возможности конкурировать глобально, возмущается близкий к авиакомпании источник. Кроме того, ее решение понизит стоимость компании, когда государство найдет стратегического инвестора на свой пакет в 51%, уверен он.

«Вряд ли «Аэрофлот» откажется от амбиций стать глобальным игроком», – не соглашается Алексашенко. Но тогда придется выбрать новый аэропорт базирования. Альтернативным может быть лишь один (уточнять его название он отказался). Но такой переход может затянуться на пятилетку, потребует инвестиций и в краткосрочной перспективе стратегию действительно придется корректировать, сожалеет он.

Успех в реализации стратегии «Аэрофлотом» вряд ли полностью (хотя и во многом) зависит от одного «Шереметьево», парирует Василенко. Любой российский аэропорт не соответствует сейчас амбициям «Аэрофлота». «Шереметьево» развивает инфраструктуру: к 2015 г. планируется построить новый аэровокзал на месте терминала «B» (бывший «Шереметьево-1»), менеджмент взаимодействует с государством по вопросу строительства третьей полосы. «Есть вероятность, что мы не обеспечим амбиции «Аэрофлота», но она не столь категорична, – заключает Василенко. – Мы постоянно встречаемся с авиакомпанией, согласуем свои планы и не меньше «Аэрофлота» заинтересованы в ее успехе».

«Наличие аэропорта, который не ограничивает развитие, – важное, но не основное условие для глобального игрока, – говорит гендиректор Infomost Борис Рыбак. – Важную роль в этом вопросе играет транзитный пассажирский трафик за счет зарубежных рынков. А он у «Аэрофлота» пока невысок». Переход в «Домодедово», которое уже приближается к пределу своей мощности, не решит проблемы «Аэрофлота», уверен он. Представитель «Домодедово» от комментариев отказался.