Бизнес
Бесплатный
Елена Виноградова| Виталий Петлевой|Мария Дранишникова
Статья опубликована в № 3278 от 04.02.2013 под заголовком: Чартерным рейсам угрожает НДС

Повысят ли авиакомпании расценки на чартеры

Авиакомпания «Москва» не смогла оспорить решение о начислении ей 18% НДС на места в чартерных рейсах. Эксперты ждут роста цен
Налоговые новшества могут почистить авиакомпании
С. Портер / Ведомости

Обанкротившаяся авиакомпания «Москва» должна доплатить более 390 млн руб. налогов, штрафов и пеней – такое решение вынесла 31 января кассация. Компания пыталась отменить в арбитраже решение налоговиков, что авиакомпания в 2006 г. (тогда она называлась «Атлант-союз») необоснованно применяла ставку НДС в 0% вместо 18% в договорах о предоставлении туроператорам блоков мест на чартерных рейсах.

В «Москве» сейчас конкурсное производство. По отчету конкурсного управляющего, ее задолженность – 8,71 млрд руб., балансовая стоимость имущества – 8,99 млрд.

«Москва» указывала, что продавала блоки компаниям по агентскому договору, который является договором перевозки и облагается нулевым НДС. Налоговики квалифицировали агентский договор как договор фрахта судна с экипажем, к которому применяется ставка НДС в 18%, объясняет руководитель отдела налоговой практики юридической фирмы Sameta Роман Денисов. Агент должен распродать все места в самолете, а потом перечислить принципалу все полученные средства. Контрагент «Москвы», ОАО «Авиачартер», бронировал все места на борту и сразу же перечислял за них оплату, т.е. фактически выкупал емкость самолета, роль «Москвы» была сведена к оказанию услуги фрахта. Еще один довод налоговой: договор перевозки, дающий право на нулевой НДС, подразумевает билеты с ценой, объясняет Денисов, на чартерах цена в билете не указывается и, значит, отсутствует договор перевозки.

Налоговики уже начали предъявлять другим авиакомпаниям такие же претензии,знает Денисов, их размер может доходить до 50% выручки за проверяемый период.

Представители «Трансаэро» и S7 отказались от комментариев. Представитель «Аэрофлота» сообщил, что в 2012 г. группа «Аэрофлот» перевезла чартерными рейсами несколько десятков тысяч человек.

Если подобная практика станет общепринятой, возрастет стоимость билетов и изменится расстановка сил на рынке: мелкие и средние компании вынуждены будут свернуть бизнес, считает Денисов.

Туркомпании надеются сохранить нулевой НДС на чартерных рейсах. Если между перевозчиком и туроператором заключен агентский договор, по которому последний продает места конкретным туристам, должна применяться ставка НДС в 0%, заявил «Ведомостям» топ-менеджер крупного туроператора.

Дело «Москвы» показало, что сам по себе агентский договор не гарантирует отсутствие претензий налоговой, подчеркивает Денисов.

У «ВИМ-авиа» (20–30% перевозок чартерные) договор с каждым туроператором индивидуален, авиакомпания может оперативно изменить условия, сказал представитель авиакомпании: «Мы более гибкие, чем крупнейшие игроки».

Даже если все авиакомпании решат повысить цены на чартерные рейсы на 18%, туроператоры не смогут заложить это повышение в стоимость туров, говорит топ-менеджер крупного туроператора.

Сложно сказать, как изменится цена чартерных перевозок от применения полной ставки НДС: цена чартера, как и регулярного рейса, складывается из многих компонентов, включая услуги аэропорта, стоимость топлива и проч., успокаивает представитель «ВИМ-авиа».

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать