«Аэроэкспресс» выбрал поставщика двухэтажных поездов для перевозки пассажиров в столичные аэропорты

«Аэроэкспресс» выбрал поставщика двухэтажных поездов для перевозки пассажиров в московские аэропорты. Контракт стоимостью до 25 млрд руб. достался швейцарской Stadler. Подвижной парк будет полностью сменен к 2017 г.
Первые электрички Stadler появятся в Москве в 2015 г./ Stadler

Вчера «Аэроэкспресс» объявил результаты тендера на поставку в Россию двухэтажных электричек. На завершающем этапе за контракт боролись Stadler, французская Alstom и чешская Skoda. Победителем стала Stadler. С ней «Аэроэкспресс» заключит контракт на поставку 172 вагонов – 112 по базовому контракту и 60 по двум опционам.

Первые двухэтажные электрички начнут курсировать в аэропорты Москвы в 2015 г. А до конца 2016 г. «Аэроэкспресс» планирует обновить весь подвижной состав, сообщила компания.

Предполагается, что расписание движения поездов и их скорость останутся прежними, говорит пресс-секретарь перевозчика Надежда Доржиева. Но за счет использования двухэтажных вагонов пассажировместимость экспрессов вырастет на 30–40%. Модернизировать пути для запуска двухэтажных поездов не придется, отмечает она.

Конкурс на закупку 150 единиц подвижного состава был объявлен в мае 2012 г., а в августе были подведены итоги первого этапа конкурса, в результате которого был составлен шорт-лист потенциальных поставщиков. Ранее «Аэроэкспресс» сообщал о том, что сумма контракта может составить около 25 млрд руб. Доржиева говорит, что стоимость может меняться в зависимости от выбранной финансовой схемы. Она обещает, что контракт не приведет к значительному удорожанию стоимости проезда. Цены на билеты предполагается индексировать не выше уровня инфляции.

Доржиева говорит, что услуга «Аэроэкспресса» будет набирать популярность. Она указывает, что в 2012 г. поездом в аэропорты добралось 14,9 млн человек, или 23,37% от всех пассажиров московского авиаузла. Компания ожидает, что в 2015 г. ее услугами воспользуется 21,1 млн человек, или 26,6% пассажиров. Срок окупаемости проекта Доржиева не называет. Она лишь говорит, что благодаря росту популярности экспрессов он будет небольшим. Старший аналитик ИФК «Метрополь» Андрей Рожков оценивает его примерно в 7–10 лет.

Новые поезда, по словам Доржиевой, будут состоять из четырех или шести вагонов, которые могут быть сцеплены между собой. Во «Внуково» будет ходить шестивагонный поезд, в «Шереметьево» – четырехвагонный, а в часы пик (пятница, суббота и воскресенье, а также утром и вечером) – вагоны в сцепке «четыре плюс четыре». Самые длинные поезда будут ходить в часы пик в «Домодедово» – сцепка «четыре плюс шесть».

Получить комментарии представителя Stadler не удалось.

«Аэроэкспресс» появился семь лет назад. Но первые электрички от Павелецкого вокзала в «Домодедово» стали курсировать в начале 2000-х гг. «В 2005 г. услуга стала настолько востребована, что для многих авиакомпаний, которые переходили в «Домодедово», наличие ветки «Аэроэкспресса» стало дополнительным аргументом», – вспоминает бывший сотрудник аэропорта. По его словам, к тому моменту аэропорт уже развивал свою программу интермодальных перевозок, которая предлагала оптимальный путь на самолете и «Аэроэкспрессе», например, из центра Москвы в Санкт-Петербург. Благодаря этим подсчетам время в пути могло составить около 120 минут, вспоминает он. Но топ-менеджер «Домодедово» отмечает, что рост пассажиропотока напрямую не коррелируется с наличием либо отсутствием «Аэроэкспресса». По его подсчетам, около 20–23% пассажиров пользуются услугами этой компании, чтобы приехать в аэропорт. И эта цифра относительно стабильна.

Сейчас в часы пик в вагонах нет свободных сидячих мест, при том что поезда отправляются раз в полчаса, говорит руководитель аналитического отдела «Авиапорта» Олег Пантелеев. Популярность услуги будет расти, уверен он. Ведь проблема пробок в Московском регионе в ближайшие годы решена не будет, тогда как «Аэроэкспресс» гарантирует прибытие в аэропорт вовремя.

Планы по росту пассажиропотока согласовываются с «Аэроэкспрессом», рассказывают представитель «Шереметьево» и источник во «Внуково». По словам первого, около 20% пассажиров аэропорта пользуются услугами «Аэроэкспресса». И эта цифра, скорее всего, будет увеличиваться. Впрочем, представитель «Шереметьево» отмечает, что экспресс – не единственная возможность добраться до аэропорта. Он напоминает о строящейся скоростной платной автодороге Москва – Санкт-Петербург. Источник во «Внуково» говорит, что с лета поезда будут курсировать каждые полчаса. Но аэропорт может принимать их и чаще – раз в 10–15 минут, отмечает он.