Пилотный проект поддержки региональных перевозок в Поволжье оказался под угрозой

Пилотный проект поддержки региональных перевозок в Поволжье под угрозой. «Авиалинии Мордовии», которые могли бы взять на себя большую часть перевозок в регионе, прекратили полеты
Остановка «Авиалиний Мордовии» поставила под угрозу развитие региональных перевозок в Поволжье/ РИА Новости

Вчера Росавиация сообщила, что аннулировала сертификаты двух перевозчиков – «Финлайта» и «Авиалиний Мордовии». Но первый так и не начал полеты, а вот закрытие второго ставит под вопрос реализацию пилотного проекта субсидирования региональных перевозок в Поволжье, утвержденного правительством в начале прошлого года. Конкурс по привлечению основного перевозчика должна провести Росавиация в марте. Заявки на участие подали Red Wings, «Авиалинии Мордовии», «Ютэйр», «Татарстан», знают сотрудники двух компаний-участниц. Правда, сертификат Red Wings был аннулирован в начале февраля.

Сертификат «Авиалиний Мордовии» аннулирован в связи с ухудшением безопасности полетов, отсутствием мер по устранению замечаний, объясняет Росавиация. За год в авиакомпании произошло два серьезных авиапроисшествия. Например, 8 января из-за ошибочных действий экипажа самолет Ан-24 выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы аэропорта Саранска, на борту находилась местная хоккейная команда, рассказывает представитель ведомства.

В прошлом году «Авиалинии Мордовии» оказались в четвертой группе риска по финсостоянию и фактически в предбанкротном состоянии, следует из документов Росавиации (есть у «Ведомостей»). Тем не менее авиакомпания должна была стать полноправным участником альянса с «Татарстаном» и «Ак барс аэро». Альянс претендует на статус основного перевозчика в Поволжском округе, рассказывал гендиректор «Татарстана» Аксан Гиниятуллин.

Пилотный проект в Поволжском округе был утвержден правительством на совещании в Самаре в январе (см.врез). По планам правительства если в 2012 г. в пределах округа было всего 10 линий, обслуживаемых авиатранспортом, то после запуска программы их число достигнет 114 – столько маршрутов будет поддержано субсидиями. Среди них как прямые рейсы, так и трансферные через региональные хабы – Самару, Казань и Уфу. В основном это региональные рейсы дальностью до 2000 км. Представитель Росавиации уверен, что проблем для проекта закрытие «Авиалиний Мордовии» не создаст.

Выход «Авиалиний Мордовии» из числа претендентов может поставить весь эксперимент под угрозу, опасаются сотрудники компаний – участниц конкурса. У «Авиалиний Мордовии» есть три Ан-24, не обремененные лизинговыми платежами и оптимальные для региональных рейсов. На них и делали основную ставку «Татарстан» и «Ак барс аэро», говорят собеседники «Ведомостей». Ведь основа парка «Татарстана» – среднемагистральные Airbus-319, Boeing-737, Ту-154, финансовое состояние авиакомпании, согласно анализу «Росавиации», нестабильно. Региональные самолеты есть у «Ак барс аэро» (CRJ200), но у нее своя обширная маршрутная сеть и сможет ли она отвлечь самолеты – вопрос. Получить комментарии представителя «Татарстана» вчера не удалось.

А крупные перевозчики со своим среднемагистральным парком вряд ли смогут обеспечить региональные маршруты, говорит один из собеседников «Ведомостей». «Мы будем претендовать на субсидии только на тех маршрутах, которые уже есть в маршрутной сети, например Уфа – Казань», – подтверждает это и представитель «Ютэйр».

Спасти эксперимент может появление новых участников, считает источник, близкий к Росавиации. Интерес к конкурсу проявляли, например, региональные Dexter и «Руслайн».