Статья опубликована в № 3286 от 14.02.2013 под заголовком: Рекорд на таблетках

Объем розничного фармрынка за год увеличился почти на четверть

Продажи лекарств в аптеках растут: потребители покупают меньше, но более дорогие лекарства
3% – потолок. Вероника Скорцова

министр здравоохранения. «Наша задача – сделать так, чтобы цены на лекарства в России были сопоставимы с ценами на них в других странах мира, а их ежегодный прирост не превышал 3%». Интерфакс

Объем розничного фармацевтического рынка (т.е. продажи лекарств в аптеках) в России в 2012 г. составил 600 млрд руб., это на 23% больше, чем годом ранее, говорится в сообщении «Фармстандарта» со ссылкой на данные центра маркетинговых исследований «Фармэксперт». Это, по данным аналитиков, максимальный прирост за последние три года: в 2007–2009 гг. продажи лекарств через аптеки росли более чем на 25% в год (до 2007 г. компания считала продажи в долларах), а затем рост затормозился. Пять лет до 2009 г. российский фармрынок рос в среднем на 27% в год, а в 2010 г. увеличился лишь на 7,8%, писал в отчете за 2010 г. «Фармстандарт».

Аналитики DSM Group существенных изменений на рынке не заметили. По данным компании, в 2012 г. коммерческий сегмент рынка увеличился на 15% (до 536,6 млрд руб.) – на столько же, на сколько и годом ранее. В упаковках в 2012 г. объем рынка практически не изменился (4,4 млрд упаковок). Рынок стабилизировался, констатирует гендиректор DSM Group Сергей Шуляк.

Stada CIS считает продажи в евро, исходя из средневзвешенных данных всех аналитических агентств, говорит заместитель гендиректора компании Иван Глушков: в евро продажи лекарств в коммерческом сегменте выросли на 15–16%, в упаковках прирост был вдвое ниже. Выросла средняя стоимость упаковки, но не из-за роста цен на лекарства, а из-за перехода на более дорогие и эффективные аналоги, объясняет Глушков. Вместо двух упаковок потребители покупают одну, но более эффективного препарата, согласен Шуляк. Потребители переориентируются на более дорогие препараты, говорили ранее топ-менеджеры двух аптечных сетей.

Предыдущий рекорд роста – на 29% – «Фармэксперт» зафиксировал в 2009 г., DSM Group – рост на 24% – в 2008 г. В 2008–2009 гг. рынок рос в первую очередь за счет инфляции, объясняет Шуляк. Еще одна причина роста рынка в 2009 г. – увеличение курса евро и доллара: импортеры ввозили лекарства по ценам в валюте, а дистрибуторы и сети рассчитывались с ними в рублях, рассказывал ранее директор по исследованиям и консалтингу «Фармэксперта» Николай Беспалов.

В 2013–2014 гг., по прогнозам Шуляка, темпы прироста сохранятся на уровне двух прошлых лет. Предпосылок к существенному росту нет: денежная масса у населения не растет, а объемы потребительского кредитования увеличиваются, объясняет он.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать