Геннадий Онищенко претендует на часть функций Роспотребнадзора

Контролировать безопасность зерна в Таможенном союзе должен Роспотребнадзор. А из-под контроля ветеринаров нужно вывести 35 видов продуктов, в том числе мясо, рыбу, молоко и мед. Такие идеи изложил правительству и Минсельхозу руководитель Роспотребнадзора Геннадий Онищенко
Геннадий Онищенко предлагает забрать у ветеринаров контроль над зерном и еще 35 видами продуктов/ С.Красильников/ ИТАР-ТАСС

Роспотребнадзор предлагает радикально изменить систему контроля продукции животного и растительного происхождения в Таможенном союзе. Тридцать пять видов продуктов, в том числе любое мясо, свежее и охлажденное, субпродукты, живую рыбу, ракообразных и моллюсков, молоко, предлагается вывести из-под ветеринарного контроля. А контроль за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки – передать в Роспотребнадзор (его полномочиям эта функция соответствует больше, говорится в документе). Такие предложения содержатся в двух документах за подписью руководителя Роспотребнадзора Геннадия Онищенко. Первый – разосланный на межведомственное согласование проект доклада в российское правительство о реализации техрегламентов Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» и «Пищевая продукция в части ее маркировки». Второй – письмо в аппарат правительства о проекте постановления, которое должно определить уполномоченный орган России по контролю за соблюдением техрегламента ТС «О безопасности зерна». Копии обоих документов имеются у «Ведомостей».

Какой орган должен контролировать 35 видов продуктов вместо Россельхознадзора, в документах не сказано. Пресс-служба Роспотребнадзора на запрос «Ведомостей» не ответила, позавчера Онищенко отказался отвечать на вопросы «Ведомостей», а вчера не отвечал по мобильному телефону.

Сейчас функции контроля за пищевой продукцией разделены де-факто между Россельхознадзором и Роспотребнадзором по принципу: то, что может содержать микроорганизмы, вызывающие болезни животных или растений, – это компетенция первого, все, что имеет отношение к потребительским свойствам продукции, – в ведении второго, рассказывает источник в Россельхознадзоре (см. врез).

Если представить, что предложения Роспотребнадзора могут быть приняты, то будет разрушена вся система продовольственной, биологической и пищевой безопасности, говорит представитель Россельхознадзора. Российские границы будут открыты для всей сомнительной продукции в мире, а страна, не имеющая возможности обеспечить собственную биологическую безопасность, будет лишена доступа на международные рынки, продолжает он.

Оба документа Роспотребнадзора датированы 8 февраля 2013 г. и направлены в Минсельхоз. Источник в Минсельхозе подтвердил: в министерстве их получили, но оно готовит ответы и еще не выработало позиции. Источник в правительстве сказал «Ведомостям», что вопрос, касающийся техрегламента «О безопасности зерна», будет обсуждаться в администрации президента при рассмотрении самого проекта (когда это может произойти, он не сказал). Высокопоставленный чиновник Минсельхоза в разговоре с «Ведомостями» раскритиковал предложения Роспотребнадзора и высказал сомнения в том, что они будут поддержаны.

Зачем нужно отвлекать ресурсы и время на обсуждение этих совершенно неактуальных вопросов, когда в стране есть масса нерешенных проблем, недоумевает Виктор Линник, президент и совладелец «Мираторга», одного из крупнейших агропромышленных холдингов страны. По словам Линника, в большинстве стран мира контроль за пищевой продукцией осуществляется единым органом, созданным на базе ветеринарного ведомства. «Мы не можем добиться принятия закона о ветеринарии, не можем создать единую ветслужбу по всей стране, – возмущен Линник, – а Роспотребнадзор претендует на полномочия, которые он сам осуществить не может технически и не должен». У Россельхознадзора надо не отнимать функции контроля, а добавлять их, считает президент Национального союза зернопроизводителей Павел Скурихин. Нынешняя система контроля за зерном, в которой у Россельхознадзора нет необходимых функций, приводит к тому, что зерно в целом в стране достаточно низкого качества и может быть экспортировано только в небогатые и непритязательные страны, тогда как надо ориентироваться на премиальные рынки, например Саудовской Аравии и Японии.