Максимальные компенсации авиапассажирам могут вырасти в разы

Максимальные компенсации пассажирам российских авиакомпаний за задержку рейсов и потерю багажа вскоре могут вырасти в разы. Но получить их будет сложнее
Если предложения Минтранса будут приняты, задержки дорого обойдутся авиакомпаниям/ А.Махонин/ Ведомости

Минтранс планирует кратно увеличить максимальный размер компенсационных выплат в случае задержки рейса, потери багажа, причинения вреда здоровью, жизни и собственности авиапассажиров, следует из законопроекта, опубликованного на сайте министерства 13 февраля. Компенсации для пострадавших или погибших пассажиров в авиакатастрофах могут достигать 4,8 млн руб. (вместо максимальных сегодня 2 млн руб.), следует из документа.

«Документ Минтранса может быть трактован по-разному», – соглашается сотрудник одной из крупнейших авиакомпаний. Новые правила предусматривают компенсации лишь в том случае, если вина перевозчика будет доказана. Но в основном задержки происходят по объективным причинам – техническим, погодным, добавляет собеседник. Представитель «Аэрофлота» сообщил, что авиакомпания всегда выступала за унификацию законодательства с европейскими авиационными нормами. Но это должно касаться не только обязанностей, но и прав перевозчиков, заключает он.

Если законопроект будет принят, то за просрочку доставки пассажира перевозчик будет нести ответственность в размере причиненного в результате вреда, но не более $6700 (по текущему курсу). За каждый час просрочки при доставке багажа или груза авиакомпаниям может грозить штраф в размере до 25% минимального размера оплаты труда, но не более чем 50% от стоимости провоза. За утерю багажа с необъявленной стоимостью авиакомпания будет платить до 800 руб. за 1 кг, но не более 48000 руб. Сейчас по Воздушному кодексу компенсации гораздо ниже: за каждый час задержки – 25 руб., но не более 50% от стоимости билета; плата за утерю багажа – 600 руб. за 1 кг, говорит эксперт ИКАО, профессор Дипломатической академии МИД России Виталий Бордунов.

По словам Бордунова, законопроект – этап присоединения России к Монреальской конвенции 1999 г. Он приводит российское авиационное право в соответствие с европейскими стандартами. Сейчас Россия подчиняется Варшавской конвенции 1925 г., а этот документ устарел, резюмирует Бордунов.

Новый законопроект может повысить ответственность перевозчиков, говорит Бордунов. Но документ пока слишком сырой, отмечает эксперт: не прописаны алгоритмы, где именно пассажир должен требовать компенсации, как должен доказывать стоимость утерянного имущества (через суд, в офисах авиакомпаний). Что считать задержкой, как разграничивается ответственность авиакомпании и где начинается ответственность аэропорта. В Европе, например, задержкой считается перенос рейса на два часа и более, компенсации рассчитываются в зависимости от дальности полета, например минимальная – 250 евро (Лондон – Париж), перечисляет он.

В Минтрансе сказать, какой предусмотрен алгоритм получения компенсаций пассажирами, затруднились. «Пока сам законопроект проходит стадию публичного обсуждения и согласования с ведомствами. Что будет в итоговом документе, который мы направим в правительство, неизвестно. Про дополнительные документы к законопроекту речь пока вести рано», – заявил представитель министерства. Когда закончатся эти процедуры согласования, он тоже сказать затруднился.