ФАС обещает иммунитет признавшимся в участии в картелях

Чтобы выявлять как можно больше картелей, Федеральная антимонопольная служба хочет гарантировать тем, кто сознался в сговоре, иммунитет от уголовного преследования
Антимонопольщики помогут избежать уголовной ответственности тем, кто решился раскрыть картельный сговор/ J.Eisele/ REUTERS

Картели – одно из самых тяжелых преступлений против конкуренции, не раз говорили антимонопольщики. За участие в сговоре компаниям грозят оборотные штрафы в 1–15%, а их гендиректорам – лишение свободы до трех лет или штраф до 500000 руб. Избежать санкций можно, сознавшись в картеле.

Решение об освобождении компании от ответственности принимает антимонопольная служба, объясняет начальник управления Федеральной антимонопольной службы (ФАС) по борьбе с картелями Александр Кинев. Норма Кодекса об административных правонарушениях – рабочая и достаточно активно применяется на практике, замечает руководитель антимонопольной практики Goltsblat BLP Николай Вознесенский. Ежегодно о своем участии в картеле добровольно сообщает в среднем 20–25 компаний, знает Кинев.

Но с освобождением гендиректоров от уголовной ответственности возникают проблемы. Решение об этом принимают следственные органы и это может происходить в отрыве от решения антимонопольной службы, сетует Кинев.

Были случаи, когда антимонопольная служба уже снимала ответственность с компании, но в отношении ее руководства все равно проводились уголовные проверки, рассказывает начальник правового управления ФАС Сергей Пузыревский: «Правда, до приговоров, к счастью, не доходило». Если не гарантировать освобождение от уголовной ответственности директору сознавшейся компании, то с помощью такой меры вряд ли удастся выявлять картели, замечает Пузыревский.

Поэтому ФАС и решила поправить пункт примечаний к ст.178 Уголовного кодекса, касающийся освобождения от ответственности. Его положения должны быть гармонизированы с аналогичным примечанием в Кодекс об административных правонарушениях, объясняет позицию антимонопольной службы Кинев.

Теперь в примечании будет сказано, что если благодаря сообщению о картеле его удалось раскрыть, то заявитель может быть освобожден от уголовной ответственности вне зависимости от того, куда именно было направлено такое обращение, предполагает Пузыревский. Даже если участник сговора направлял обращение только антимонопольной службе, а она уже передала эти сведения следственным органам, это все равно будет считаться основанием для снятия уголовной ответственности, объясняет он: «Сейчас такой синхронности нет».

Избежать уголовной ответственности сможет только первый обратившийся, говорит Пузыревский, так же как это и записано в Кодексе об административных правонарушениях.

Правительственная комиссия по законопроектной деятельности на этой неделе одобрила законопроект ФАС с поправками в «антимонопольную» статью 178 Уголовного кодекса, указано в пресс-релизе на сайте правительства, правительство рассмотрит документ на одном из ближайших заседаний.

Благодаря уточнениям в примечания риски для заявителей действительно существенно снижаются, говорит Вознесенский, гармонизация этих примечаний в Уголовный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях – правильная мера. Но вряд ли это приведет к росту числа раскрытых картелей, осторожен он: проблема в том, что формулировка была неясной, к тому же отсутствовала судебная практика по таким уголовным делам, до судов они пока практически не доходят. В «активной фазе» сейчас всего пять дел по картелям, возбужденных по материалам центрального аппарата ФАС, и несколько десятков дел – по материалам территориальных управлений, сообщает Кинев.

Уточнение, что от уголовной ответственности будет освобожден только первый сознавшийся, может и вовсе стать ограничителем, рассуждает Вознесенский: пока это не было сказано, был шанс смягчить санкции, даже если следствию уже было известно о картеле.

В зарубежной практике послабления предусмотрены и для тех, кто не успел первым признаться в картельном сговоре. Например, Бразилия собирается ввести «скидки» в 30–50% от штрафа для тех, кто явился с повинной, но был не первым, указывали составители Policy and Regulatory Report по антимонопольной политике.

В Евросоюзе давно предусмотрено снижение оборотных штрафов в зависимости от очередности обращений. Именно благодаря признаниям участников сговора Еврокомиссии удалось раскрыть картель на рынке катодно-лучевых трубок, на участников которого наложен рекордный в истории штраф в 1,47 млрд евро.