Рост рынка детских товаров в России опережает рождаемость
Рынок детских товаров в России растет быстрее рождаемости. Дело не только в улучшении демографической ситуации, но и в изменении потребительского поведения, объясняют экспертыОтстаем по смесям. 18
кг молочных смесей потребляет за год в России один ребенок в возрасте от года до трех лет, говорит Стаммкоеттер. В Германии и Польше на ребенка приходится около 36 кг, во Франции – 42 кг.
Объем рынка детских товаров по итогам 2012 г. вырос на 10,5% до 437 млрд руб., рассказал «Ведомостям» гендиректор группы компаний «Детский мир» Владимир Чирахов. В этом году рынок увеличится более чем на 9% до 478 млрд руб., добавляет он.
В декабре президент Владимир Путин назвал показатели рождаемости в стране лучшими за последние 20 лет. По данным Росстата, в 2012 г. в России родилось 1,89 млн детей – на 5,7% больше, чем годом ранее.
Увеличение рождаемости на 1% приводит на рынок около 300 млн руб., в том числе и за счет роста средних расходов на ребенка, подсчитала президент Ассоциации индустрии детских товаров Антонина Цицулина.
При этом, по оценкам ассоциации, объем рынка детских товаров в 2013 г. вырастет на 16–17% до $17–20 млрд, а потенциал рынка – $25–30 млрд. То есть ситуацию на рынке одним ростом рождаемости не объяснить.
Рост связан также с изменением потребительских предпочтений, рассуждает Чирахов. Во-первых, для потребителей становится очевидным риск приобретения детских товаров в стихийных местах продаж, на рынках, забота о безопасности и здоровье детей приводит их в торговые сети; во-вторых, увеличиваются затраты на детей (обилие игрушек, модные тренды в одежде и обуви, маркетинговая активность производителей – все это приводит к более частым покупкам), объясняет он.
Товары для новорожденных и игрушки показывают наибольший рост среди категорий, говорит Цицулина. Чирахов утверждает, что наиболее растущим был рынок детской одежды – за год его объем увеличился на 21%.
Значительный рост в этом году показал рынок детского питания – это отражает как позитивную статистику рождаемости, так и увеличение потребления этого продукта, говорит директор по маркетингу отдела детского питания и питания для будущих мам «Нестле России» Елена Шувалова.
Гендиректор Nutricia в России и Казахстане Кристиан Стаммкоеттер подтверждает, что российский рынок детского питания в 2012 г. развивался очень активно. По его оценке, сегмент молочных смесей в России в 2012 г. вырос на 18,9% в деньгах и на 13,6% в объеме продаж. Абсолютных цифр он не называет.
Рост продаж молочных смесей объясняется не только ростом рождаемости, но и увеличением длительности кормления ребенка этими продуктами, говорит Стаммкоеттер. Дело в том, что после года российские мамы преждевременно переводят детей на взрослые продукты, в то время как педиатры рекомендуют кормить ребенка детским питанием до трех лет, объясняет он.
Наиболее высокие темпы роста потребления детских товаров прогнозируются в регионах, в том числе за счет эффекта низкой базы, отмечает Цицулина.
Исправленная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве "Ведомостей" (Смарт-версия).