Владимир Якунин заступился за старые вагоны

Президент РЖД Владимир Якунин неожиданно встал на сторону железнодорожных операторов, которые выступают против запрета на продление срока службы вагонов

Якунин вчера выступил против запрета на продление срока службы грузовых вагонов. По его словам, эта инициатива «под собой не имеет ни материальной, ни технологической с точки зрения безопасности основы» (цитата по «Прайму»). По данным Якунина, большая часть изломов приходится на рамы, произведенные в 2001–2005 гг. и 2005–2008 гг. «Получится, что мы хорошие, качественные изделия, которые должны работать лет 50, уберем из эксплуатации, а некачественные изделия, которые дают крушения, оставим», – делает вывод Якунин.

НП «Объединение вагоностроителей» в конце прошлого года попросило премьера Дмитрия Медведева проработать возможность запрета на продление срока службы вагонов (например, полувагон вместо 22 лет может проработать 44 года). На совещании у вице-премьера Аркадия Дворковича поручено разработать модели рынка «с учетом различных вариантов»: сохранение продления, его ограничение и полный запрет, говорится в протоколе по итогам совещания (копия протокола есть у «Ведомостей»).

Запрету противится крупнейший оператор – Первая грузовая компания (ПГК) Владимира Лисина: ее парк пострадает больше других. Инициатива вагоностроителей приведет к 30%-ному падению доходов всех частных операторов, часть уйдет с рынка, объясняет позицию источник, близкий к ПГК. В начале февраля Совет железнодорожных операторов предложил правительству ввести «постепенный запрет» на продление срока службы и не применять его для тех вагонов, которые не производятся в России.

Ранее РЖД поддерживала вагоностроителей, рассказали «Ведомостям» несколько сотрудников разных компаний, участвующих в обсуждении. Но теперь Якунин предлагает «повысить ответственность производителей вагонов: именно они должны располагать всеми средствами неразрушающего контроля», цитирует его пресс-служба РЖД. Качественные инновационные вагоны не появятся, пока они будут конкурировать со старыми вагонами, не согласен руководитель одного из вагоностроительных предприятий.

Вагоностроителям становится все сложнее: когда арендные ставки падают, новый состав не может конкурировать с давно окупившимися вагонами с продленным сроком службы, говорит гендиректор агентства Infoline Михаил Бурмистров. Ставки за аренду вагона за последние несколько месяцев упали в 3 раза, а новые вагоны подешевели только на 30%, говорит топ-менеджер одного из операторов. В таких условиях покупать новые вагоны никто не будет, соглашается Бурмистров.