Польская LOT может стать очередной жертвой проблем в авиационном секторе Восточной Европы


Чуть больше года прошло с банкротства венгерской авиакомпании Malev, теперь за выживание борется более крупная и имеющая еще более длительную историю польская LOT.

В декабре 2012 г. LOT обратилась к государству с просьбой о финансовой помощи в размере 1 млрд злотых ($315 млн). Правительство согласилось выделить 400 млн злотых в обмен на увольнение гендиректора Марцина Пирога и потребовало от компании представить план реструктуризации. План должен быть представлен в этом месяце и будет предусматривать масштабные сокращения персонала и реформирование структуры компании и сети ее маршрутов.

Схожие проблемы испытывают и другие авиакомпании в странах Восточной Европы. В последнее время инвесторов для выкупа пытались найти Czech Airlines, Air Baltic и Jat Airways. Правительство Эстонии не исключило возможности закрытия Estonian Air.

В отличие от Западной Европы, где действуют в основном крупные объединенные игроки типа Lufthansa, Air France-KLM и International Airlines Group, восточноевропейские авиакомпании не консолидированы и часто контролируются государством. Им трудно эффективно справляться с общим экономическим спадом в Европе, сопровождающимся постоянным ростом цен на топливо.

Кроме того, растет конкуренция со стороны динамично развивающихся дискаунтеров, таких как EasyJet и Ryanair, а также новых местных игроков, например, венгерской Wizz Air. С другой стороны, крупнейшие европейские перевозчики «перетягивают» в свои западноевропейские хабы пассажиров из Восточной Европы, летящих на дальние расстояния. Emirates и Qatar делают то же самое на азиатских направлениях.

Вступление восточноевропейских стран в ЕС во многом осложнило жизнь их авиакомпаниям. Европейские правила защиты конкуренции ограничивают государственную помощь перевозчикам. Еврокомиссия потребовала от Malev вернуть 332 млн евро помощи, что в конечном итоге привело к банкротству авиакомпании. В декабре прошлого года Брюссель начал проверку предоставления государственной помощи Air Baltic и словенской Adria Airways и до сих пор не одобрил финансирование LOT.

Кроме того, существует правило, согласно которому авиакомпании, зарегистрированные за пределами ЕС, не могут приобретать европейских перевозчиков. Это помешало потенциальному слиянию LOT и Turkish Airlines в июне прошлого года. Это же правило является главным препятствием к покупке восточноевропейских авиакомпаний главными заинтересованными в этом игроками — азиатскими и ближневосточными перевозчиками, которым нужны хабы в Европе.

Как показал пример Венгрии, потеря национальной авиакомпании с ее картой прямых маршрутов чревата реальными экономическими издержками для государства, но правительства уже не могут позволить себе субсидирование перевозчиков, даже если его одобрит Брюссель. Премьер-министр Польши Дональд Туск подчеркнул, что государство не намерено спасать LOT «любой ценой».

Если не улучшится рыночная ситуация и будут отсутствовать масштабные структурные реформы и региональная консолидация, многие восточноевропейские авиакомпании рискуют кануть в историю вслед за Malev.

Перевела Надежда Дмитриенко