Регионам не хватает денег на обещание Путина

Поручение удвоить объем дорожного строительства может быть выполнено только по федеральным трассам, констатирует Минтранс: регионам придется поднимать акцизы
Д.Абрамов/ Ведомости

При нынешнем объеме финансирования дорожного хозяйства поручение президента Владимира Путина удвоить объемы строительства дорог может быть выполнено только по федеральным трассам, заявил сегодня министр транспорта Максим Соколов. Регионам потребуются дополнительные источники пополнения их дорожных фондов, подчеркнул он. Причем основным таким источником может стать повышение топливных акцизов (сейчас поступления от акцизов обеспечивают свыше 70% объема региональных дорожных фондов).

Удвоить объем строительства дорог Путин поручил в своем послании Федеральному собранию. «Принять необходимые меры, направленные на развитие сети автомобильных дорог, обеспечив в ближайшее десятилетие увеличение объемов их строительства и реконструкции в 2 раза по сравнению с периодом 2003-2012 гг. Срок – 1 сентября 2013 г.», - говорится в списке поручений по реализации послания.

В 2012 г. были построены и реконструированы 366,4 км федеральных трасс. При средних объемах ввода в 320-350 км за последние годы, чтобы выполнить поручение, необходимо строить по 780 км трасс в год в 2013-2022 гг., подсчитал Минтранс. Цели для регионов – 2940 км региональных трасс в год против 1000-1600 км в последние годы.

Региональные дорожные фонды заработали в России с 2012 г., основные источники наполнения — топливные акцизы (в 2012 г. регионам причитается 77% всех сборов, на них приходится свыше 80% средств) и транспортный налог. По расчетам Минфина, в региональные фонды в 2012 г. должно было поступить 391,2 млрд руб., к 2015 г. – 531 млрд руб. Регионы, однако, склонны отправлять дорожные деньги в общий котел. Затраты на дорожное хозяйство, по данным ассоциации «Радор», в 2011 г. в среднем по России составили 10,7% от нормативов, план на 2012 г. — 15,1%. С 2014 г. федеральные трассы должны финансировать в соответствии с нормативами, выход регионов на нормативное содержание будет дольше.

Согласно прошлогодним расчетам Минтранса, километр полосы дороги в России, без учета качества полотна и ширины дороги, в среднем стоит 41 млн руб. (без НДС). По расчетам ВШЭ, 1 км федеральной трассы в 4-6 полос обходится в 90 млн руб., региональной двухполосной дороги — в 30 млн руб., что дороже сопоставимых дорог за рубежом. Так, при делении стоимости строительства дублера Курортного проспекта в Сочи на его протяженность цена укладки километра дороги получалась 180,5 млн руб. ($6 млн). Стоимость 1 км аналогичной по сложности трассы I-94 в штате Мичиган — около $500 000.