Сечина в Хьюстоне встретила охрана президентского уровня

Президент "Роснефти" впервые выступил в США на конференции IHS СERAWeek, где презентовал себя и компанию глобальному ТЭКу
Игорь Сечин/ А.Махонин/ Ведомости

Появление Игоря Сечина на конференции IHS СERAWeek в Хьюстоне можно было определить по неожиданно усиленным мерам безопасности и присутствию полицейского с собакой около конференц-зала, где должно было проходить выступление, – такие же меры здесь принимались однажды два года назад, когда в конференции участвовали два бывших президента США - Джордж Буш и Билл Клинтон. Русский стиль, улыбались топ-менеджеры западных компаний. В конференции традиционно участвуют первые лица корпораций, но дополнительных мер безопасности не вводится. Сотрудники «Роснефти» заметно волновались до начала доклада своего президента. Во-первых, это было первое выступление Сечина в США, во-вторых, первое перед представительной аудиторией лидеров глобального ТЭКа. Изначально в программе конференции на месте Сечина был заявлен президент "Лукойла" Вагит Алекперов, но он в последний момент отменил поезду. Появились срочные дела, объяснил сотрудник компании.

Затем Сечин коротко описал, как «Роснефть» реагирует на новые вызовы, что стоит за сделкой «Роснефти» с ТНК-BP. Это уникальная сделка - за денежные средства и крупнейшая, отметил он: «Мы получили кредит доверия от ведущих финансовых корпораций. «Роснефть» сильнее интегрировалась в мировую нефтедобычу».

Растущий спрос на нефть с 2000 г. привел к снижению обеспеченности сырьевыми ресурсами, но благодаря технологической революции теперь точно ясно – опасения необоснованны, обратился к присутствующим Сечин. Легкодоступные месторождения уже освоены, но технологии дали доступ к труднодоступным ресурсам и сланцевым формациям. По его словам, база новых источников сырья велика и сравнялась с традиционными ресурсами. «Впереди газогидраты, водородная энергетика», - добавил он.

У технологий есть обратная сторона – добыча становится дорогостоящим процессом, считает Сечин. По его словам, стоимость разработки ресурсов выросла в 3 раза за последние 15 лет. Инвестиции в ТЭК выгодны экономике, продолжил он: $1, вложенный в добычу, приносит $3-7 в ВВП: выигрывает все общество: «Призываю работать вместе, ведя дело к взаимной выгоде».

По мнению Сечина, условия в отрасли поменялись: наступила новая эра – высокотехнологической нефти и газа, грядет переформатирование отрасли - консолидация на новой технологической основе, что несет новые вызовы.

Замещение запасов у "Роснефти" составляет 200% в год, похвалился Сечин, эти данные не учитывают шельфовых месторождений. Но сделки по приобретению активов - не единственный источник наращивания ресурсной базы, отметил он: «Роснефть» стремится стать высокотехнологической компанией.

В числе успехов «Роснефти» Сечин отметил разработку Ванкорского месторождения: это новый нефтяной проект в постсоветской России, который удалось запустить за шесть лет, несмотря на сложные условия: «Зимой там очень низкие температуры. Сегодня утром было минус 44 градуса». Западные нефтяники оценили: в ответ на реплику про температуру по залу прокатились смешки. Проект реализован благодаря всей линейке новых технологий, продолжил Сечин.

«Роснефть» намерена активно осваивать шельф, сказал он: «Я хочу, чтобы «Шлюмберже», «Халибертон» и другие меня услышали: инвестиции на первоначальном этапе составят $14 млрд. C перечнем первоочередного оборудования можно ознакомиться».

Участие в арктическом шельфе стоит того, агитировал Сечин: речь идет об инвестициях до $500 млрд и запасах более чем 35 млрд баррелей нефтяного эквивалента, половина ресурсной базы составляет природный газ, требуется коммерциализация этих объемов и создание инфраструктуры сжиженного природного газа. «Идем дальше - нетрадиционная нефть: Баженовская свита - 22 млрд баррелей нефти, что составляет половину от ресурсов сланцевой нефти в США», - обрисовал он еще одну перспективу нефтегазового бизнеса в России.

Повествование о ТНК-BP

После презентации Сечин ответил на несколько вопросов ведущего секции Дэнила Ергина из IHS CERA, в том числе по сделке «Роснефти» с ТНК-BP.

Сечин начал ответ с экскурса в историю: в конце 90-х гг. группа молодых предпринимателей приобрела пакет ТНК, которым впоследствии удалось консолидировать компанию в непростых условиях: в агрессивной среде, проявив незаурядное мужество.

Это были выгодные инвестиции – $900 млн принесли запасы в 90 млн т нефтяного эквивалента, считает Сечин. Вхождение BP в акционерный капитал в 2003 г. помогло повысить прозрачность компании, обеспечило технологии и рост капитализации. Компания была зарегистрирована в офшорной зоне, целью таких решений является оптимизация налогового режима. Но корпоративная структура сыграла с компанией злую шутку, сказал он: одна группа акционеров нацеливалась на международные проекты, другая хотела развиваться в России - в итоге ни те ни другие не смогли реализовать стратегические цели. В начале работы компания BP командировала 250 специалистов, через несколько лет из этого коллектива осталось около десятка человек, привел он пример.

По словам Сечина, инвестиции обоих партнеров составили около $6 млрд, за 10 лет они принесли по $20 млрд дивидендов каждой стороне: доход превзошел ожидания, но перспективы СП были исчерпаны; один из акционеров, трезво оценив ситуацию, предложил выкупить свою долю. Интерес к покупке проявляли ведущие мировые игроки, но "Роснефть", как считает Сечин, предложила самую эффективную комплексную схему, которая учитывала интересы всех сторон: BP cохранила активы по добыче и получила денежные средства, другая группа акционеров получила денежный эквивалент и неограниченные возможности для практического приложения своих предпринимательских талантов на национальном и международном уровне, мировой рынок получил нового качественного игрока. Наш анализ был верным, поскольку он завершился подписанием соглашения, резюмировал Сечин: «Но было непросто».

После бенефиса перед мировой нефтянкой в Хьюстоне Сечин отправился в Каракас на похороны президента Венесуэлы Уго Чавеса.